В настоящее время развитие рыночной экономики в области транспорта характеризуется приоритетным развитием сферы услуг по сравнению со сферой доставки грузов и товаров, расширением сферы транспортно-экспедиционного обслуживания, введением новых видов обслуживания потребителей.
Зарубежный опыт свидетельствует, что организация системы экспедирования грузов с комплексом услуг для грузовладельцев снижает общие издержки, связанные с перемещением грузов на 20-25 процентов, освобождает грузовладельцев от многих забот, связанных с доставкой грузов.
За рубежом в доходах от транспортных услуг доля перевозочной работы составляет около 40 %, остальное приходится на экспедиционные операции, хранение и переработку. В России доходы от экспедиционной деятельности достигают лишь 3-4 % от транспортной деятельности.
В настоящее время затраты на организацию товародвижения в развитых зарубежных странах составляют в среднем около 15 % от стоимости товаров.
Слово "экспедитор" происходит от латинского "eхpedire" - сопровождать. Экспедитором является юридическое лицо, осуществляющее от своего имени, но за счет грузоотправителя, за определенное вознаграждение, перевозку грузов и связанных с нею операций, таких, как экспедирование, перевалка, хранение, страхование и т.п.
|
|
Как правило, экспедиторские предприятия не имеют собственного подвижного состава для выполнения перевозок и арендуют их у транспортных предприятий. Основной особенностью экспедиторского предприятия в сравнении с транспортным предприятием - перевозчиком является его ответственность за доставку груза от начального до конечного пункта доставки (от двери до двери). Перевозчики несут ответственность лишь за свой участок маршрута доставки груза.
В странах с развитой рыночной структурой экспедитору уделяется важная роль в транспортном процессе. За рубежом действуют тысячи транспортно-экспедиционных фирм, различающихся по размерам, сферам деятельности и специализации, которые по поручению грузовладельца выполняют операции по организации перевозок, складированию, хранению, распределению грузов, а также оказывают другие дополнительные услуги.
Мировой опыт показывает, что наличие широкой и развитой сети транспортно-экспедиционных предприятий является неотъемлемым элементом инфраструктуры транспорта.
Основными направлениями в деятельности транспортно-экспедиционных предприятий за рубежом считают расширение пакета предоставляемых услуг и обеспечение качества транспортно-экспедиционного обслуживания. При этом транспортно-экспедиционные фирмы создают филиалы или отделения, специализирующиеся на определенных видах транспортно-экспедиционного обслуживания. При этом экспедиторы могут действовать как от лица клиента, как правило, грузоотправителя, так и от собственного лица.
|
|
Зарубежный опыт показывает, что транспортно-экспедиционная деятельность регулируется различными законодательными актами - в Японии - Законом о транспортно-экспедиционной деятельности, в США - Сводом Федеральных правил и т.д.
Как правило, в законодательных документах определяются виды транспортно-экспедиционной деятельности, излагаются правила допуска юридических и физических лиц к этому виду деятельности, права, обязанность и ответственность участников и методы ее государственного регулирования.
Кроме того, транспортно-экспедиционная деятельность в зарубежных странах регулируется различными правилами и соглашениями в зависимости от вида деятельности (при смешанных перевозках и т.п.), которые заключают между собой экспедиторы, перевозчики, грузоотправители и грузополучатели, другие потребители услуг.
Анализ результатов транспортно-экспедиционной деятельности Российской Федерации показывает, что развитие системы транспортной экспедиции не в полной мере отвечает потребностям народнохозяйственного комплекса страны.
В России в секторе транспортно-экспедиционного обслуживания работает свыше 13.000 предприятий, оказывающих транспортно-экспедиционные и посреднические услуги.
В настоящее время работа грузового автомобильного транспорта характеризуется снижением спроса на перевозки грузов, ограниченными инвестиционными возможностями предприятий и ограниченностью государственной поддержки, отсутствием системы взаимодействия между федеральными и региональными органами, появлением на транспортном рынке большого количества автомобилей разных форм собственности.
Развитие системы транспортно-экспедиционного обслуживания будет способствовать:
- ускорению оборота материальных и финансовых ресурсов;
- повышению качества транспортно-экспедиционного обслуживания;
- снижению издержек народного хозяйства в системе транспортировки и распределения продукции;
- сокращению складских запасов сырья, оборудования, материалов и готовой продукции предприятий иорганизаций;
- сокращению потерь продукции в процессе ее хранения и складской переработки;
- выводу за пределы городской черты малоэффективных складских комплексов предприятийи организаций;
- улучшению экологической ситуации и безопасности движения в крупных городах;
- снижению аварийности на магистральных автомобильных дорогах;
- снижению грузонапряженности железнодорожных станций.
Для осуществления поставленных целей необходимо выполнение следующих условий:
- широкое развитие сети транспортно-экспедиционных предприятий и организаций различных форм собственности;
- готовность транспортно-экспедиционных предприятий к организации перевозок и экспедиционному обслуживанию клиентов любыми видами транспорта, а также к перевозке грузов в смешанных сообщениях, к доставке грузов любого веса и на любые расстояния;
- готовность экспедиционных организаций к предоставлению клиентуре широкого набора дополнительных услуг (технологических, информационных, коммерческих и др.), сопутствующих организации транспортного процесса.
Особое значение в условиях рынка следует придавать своевременному обновлению транспортной продукции. Необходимо постоянно развивать новые виды перевозок и услуг, изучая потребности клиента. Мировой опыт свидетельствует, что без развитой сети небольших транспортно-экспедиционных предприятий различных форм собственности сформировать полноценный рынок транспортных услуг и обеспечить высокое качество обслуживания невозможно.
|
|
В зависимости от места выполнения операций и полноты обслуживания транспортно-экспедиционное обслуживание может быть:
местным - когда операции выполняются только в пункте отправления, перевалки или в пункте назначения груза;
частичным (неполным) - когда транспортно-экспедиционная организация берет на себя только часть операций по обслуживанию грузовладельцев;
полным - когда транспортно-экспедиционная организация по поручению грузовладельца и без его участия принимает на себя весь комплекс транспортных, экспедиционных, погрузочно-разгрузочных и других операций на всем пути следования груза от склада отправителя до склада получателя, а также несет ответственность за соблюдение сроков доставки груза и его сохранность.
Экспедиторы оказывают транспортно-экспедиционные услуги в соответствии с рекомендуемой классификацией транспортно-экспедиционных услуг.
1. Операции и услуги по переработке и хранению грузов:
- погрузочно-разгрузочные работы;
- упаковка (распаковка) грузов;
- маркировка грузов;
- пломбирование грузов;
- пакетирование грузов;
- взвешивание груза и (или) транспортного средства;
- пересчет грузовых мест;
- подгруппировка грузов - формирование или расформирование грузовых мест;
- сортировка грузов;
- закрепление, укрытие и увязка грузов, предоставление необходимых приспособлений;
- хранение грузов;
- предоставление складских помещений или открытых площадок для хранения грузов.
2. Услуги, связанные с транспортировкой грузов:
- сбор грузов у грузоотправителей и их доставка на терминал (склады экспедитора);
- развоз грузов с терминалов (складов экспедитора) грузополучателям;
- предоставление в аренду подвижного состава, контейнеров и т.д.;
-сопровождение груза в пути.
3. Операции и услуги по приему и сдаче груза, оформлению документов на перевозку груза:
- прием и сдача груза с проверкой массы и количества мест, а также состояния груза, если это предусмотрено договором транспортной экспедиции;
|
|
- оформление товарно-транспортной документации;
- выполнение таможенных формальностей при межгосударственных и международных перевозках.
4. Информационно-справочные услуги:
- предоставление информации о продвижении грузов (уведомление о прибытии груза кгрузополучателю, уведомление об отправке груза в адрес грузополучателя, сообщения о текущем местонахождении груза и ожидаемом времени прибытия);
- предоставление информации об услугах, тарифах и режимах работы других экспедиторов;
- предоставление консультаций по юридическим, административным вопросам, связанным с транспортно-экспедиционным обслуживанием;
- предоставление информации о наличии груза у грузовладельцев;
- реклама услуг.
5. Коммерческие услуги:
- выполнение расчетов с перевозчиками от именигрузоотправителя, грузополучателя;
- ведение учета и отчетности для клиента;
- страхование груза;
- продажа клиенту тары или упаковки;
- выбор и расчетное обоснование наиболее рационального способа доставки груза;
- расчет рациональной загрузки транспортных средств, размещения и крепления грузовв подвижном составе;
- выполнение функций коммерческого посредника между изготовителями и потребителями (выкуп продукции оптом с последующей реализацией ее потребителям);
- продажа груза, который невозможно было доставить;
- продажа предупредительных знаков и других вспомогательных средств, необходимых для организации перевозок;
- установка доставленного получателю оборудования.
6. Сервисные услуги:
- бронирование и предоставление номеров вгостиницах;
- организация питания и отдыха водителей и экспедиторов;
- организация охраняемой стоянки подвижного состава;
- оказание медицинской помощи;
- заправка ГСМ;
- организация работы по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава.
При организации транспортно-экспедиционного обслуживания при завозе-вывозе грузов автомобильным транспортом с железнодорожных станций, аэропортов и портов водного транспорта экспедитор выполняет следующие операции и услуги:
1.При организации вывоза грузов автомобильным транспортом со станций железных дорог, аэропортов, портов:
- раскредитовывает перевозочные документы на грузы, прибывшие повагонными, мелкими отправками и в контейнерах, регистрирует их;
- оплачивает за счет клиента провозные платы и сборы по грузам, прибывшим в адрес клиента;
- принимает прибывающие грузы по Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом (проверяет сохранность прибывающих грузов по массе и количеству).
- в случаях повреждения, порчи или недостачи груза требует составления коммерческих актов.
2. При организации завоза грузов автомобильным транспортом на станции железных дорог, аэропорты и порты:
- получает от станции, порта, аэропорта разрешения (визы) на завоз грузов в соответствии с расписанием приема грузов к отправлению;
- информирует клиента о получении разрешения (визы) на отправление грузов;
- принимает от клиента грузы и контейнеры, для завоза в порты и на станции;
- сдает грузы к отправлению соответствующим станциям, портам, аэропортам;
- сопровождает грузы при перевозке автомобильным транспортом;
- оплачивает железной дороге, порту, аэропорту за счет клиента стоимость перевозок и дополнительных сборов;
- получает от станции железной дороги, порта, аэропорта квитанции в приеме к перевозке груза клиента;
- вручает клиенту квитанции на сданные к перевозке грузы в срок не позднее 24-х часов после их получения от станции, порта, аэропорта.
Действительный перечень оказываемых услуг должен указываться в уставах транспортно-экспедиционных предприятий. Прекращение транспортно-экспедиционной деятельности может быть осуществлено по решению высшего органа управления экспедитора (Совет, Правление и др.), а также судом или арбитражным судом в порядке и на условиях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации.