Формы экспедиторской деятельности. Виды экспедиторских услуг

В настоящее время развитие рыночной экономики в области транспорта характеризуется приоритетным развитием сферы услуг по сравнению со сферой доставки грузов и товаров, расширением сферы транспортно-экспедиционного обслуживания, введением новых видов обслуживания потребителей.

Зарубежный опыт свидетельствует, что организация системы экспедирования грузов с комплексом услуг для грузовладельцев снижает общие издержки, связанные с перемещением грузов на 20-25 процентов, освобождает грузовладельцев от многих забот, связанных с доставкой грузов.

За рубежом в доходах от транспортных услуг доля перевозочной работы составляет около 40 %, остальное приходится на экспедиционные операции, хранение и переработку. В России доходы от экспедиционной деятельности достигают лишь 3-4 % от транспортной деятельности.

В настоящее время затраты на организацию товародвижения в развитых зарубежных странах составляют в среднем около 15 % от стоимости товаров.

Слово "экспедитор" происходит от латинского "eхpedire" - сопровождать. Экспедитором является юридическое лицо, осуществляющее от своего имени, но за счет грузоотправителя, за определенное вознаграждение, перевозку грузов и связанных с нею операций, таких, как экспедирование, перевалка, хранение, страхование и т.п.

Как правило, экспедиторские предприятия не имеют собственного подвижного состава для выполнения перевозок и арендуют их у транспортных предприятий. Основной особенностью экспедиторского предприятия в сравнении с транспортным предприятием - перевозчиком является его ответственность за доставку груза от начального до конечного пункта доставки (от двери до двери). Перевозчики несут ответственность лишь за свой участок маршрута доставки груза.

В странах с развитой рыночной структурой экспедитору уделяется важная роль в транспортном процессе. За рубежом действуют тысячи транспортно-экспедиционных фирм, различающихся по размерам, сферам деятельности и специализации, которые по поручению грузовладельца выполняют операции по организации перевозок, складированию, хранению, распределению грузов, а также оказывают другие дополнительные услуги.

Мировой опыт показывает, что наличие широкой и развитой сети транспортно-экспедиционных предприятий является неотъемлемым элементом инфраструктуры транспорта.

Основными направлениями в деятельности транспортно-экспедиционных предприятий за рубежом считают расширение пакета предоставляемых услуг и обеспечение качества транспортно-экспедиционного обслуживания. При этом транспортно-экспедиционные фирмы создают филиалы или отделения, специализирующиеся на определенных видах транспортно-экспедиционного обслуживания. При этом экспедиторы могут действовать как от лица клиента, как правило, грузоотправителя, так и от собственного лица.

Зарубежный опыт показывает, что транспортно-экспедиционная деятельность регулируется различными законодательными актами - в Японии - Законом о транспортно-экспедиционной деятельности, в США - Сводом Федеральных правил и т.д.

Как правило, в законодательных документах определяются виды транспортно-экспедиционной деятельности, излагаются правила допуска юридических и физических лиц к этому виду деятельности, права, обязанность и ответственность участников и методы ее государственного регулирования.

Кроме того, транспортно-экспедиционная деятельность в зарубежных странах регулируется различными правилами и соглашениями в зависимости от вида деятельности (при смешанных перевозках и т.п.), которые заключают между собой экспедиторы, перевозчики, грузоотправители и грузополучатели, другие потребители услуг.

Анализ результатов транспортно-экспедиционной деятельности Российской Федерации показывает, что развитие системы транспортной экспедиции не в полной мере отвечает потребностям народнохозяйственного комплекса страны.

В России в секторе транспортно-экспедиционного обслуживания работает свыше 13.000 предприятий, оказывающих транспортно-экспедиционные и посреднические услуги.

В настоящее время работа грузового автомобильного транспорта характеризуется снижением спроса на перевозки грузов, ограниченными инвестиционными возможностями предприятий и ограниченностью государственной поддержки, отсутствием системы взаимодействия между федеральными и региональными органами, появлением на транспортном рынке большого количества автомобилей разных форм собственности.

Развитие системы транспортно-экспедиционного обслуживания будет способствовать:

- ускорению оборота материальных и финансовых ресурсов;

- повышению качества транспортно-экспедиционного обслуживания;

- снижению издержек народного хозяйства в системе транспортировки и распределения продукции;

- сокращению складских запасов сырья, оборудования, материалов и готовой продукции предприятий иорганизаций;

- сокращению потерь продукции в процессе ее хранения и складской переработки;

- выводу за пределы городской черты малоэффективных складских комплексов предприятийи организаций;

- улучшению экологической ситуации и безопасности движения в крупных городах;

- снижению аварийности на магистральных автомобильных дорогах;

- снижению грузонапряженности железнодорожных станций.

Для осуществления поставленных целей необходимо выполнение следующих условий:

- широкое развитие сети транспортно-экспедиционных предприятий и организаций различных форм собственности;

- готовность транспортно-экспедиционных предприятий к организации перевозок и экспедиционному обслуживанию клиентов любыми видами транспорта, а также к перевозке грузов в смешанных сообщениях, к доставке грузов любого веса и на любые расстояния;

- готовность экспедиционных организаций к предоставлению клиентуре широкого набора дополнительных услуг (технологических, информационных, коммерческих и др.), сопутствующих организации транспортного процесса.

Особое значение в условиях рынка следует придавать своевременному обновлению транспортной продукции. Необходимо постоянно развивать новые виды перевозок и услуг, изучая потребности клиента. Мировой опыт свидетельствует, что без развитой сети небольших транспортно-экспедиционных предприятий различных форм собственности сформировать полноценный рынок транспортных услуг и обеспечить высокое качество обслуживания невозможно.

В зависимости от места выполнения операций и полноты обслуживания транспортно-экспедиционное обслуживание может быть:

местным - когда операции выполняются только в пункте отправления, перевалки или в пункте назначения груза;

частичным (неполным) - когда транспортно-экспедиционная организация берет на себя только часть операций по обслуживанию грузовладельцев;

полным - когда транспортно-экспедиционная организация по поручению грузовладельца и без его участия принимает на себя весь комплекс транспортных, экспедиционных, погрузочно-разгрузочных и других операций на всем пути следования груза от склада отправителя до склада получателя, а также несет ответственность за соблюдение сроков доставки груза и его сохранность.

Экспедиторы оказывают транспортно-экспедиционные услуги в соответствии с рекомендуемой классификацией транспортно-экспедиционных услуг.

1. Операции и услуги по переработке и хранению грузов:

- погрузочно-разгрузочные работы;

- упаковка (распаковка) грузов;

- маркировка грузов;

- пломбирование грузов;

- пакетирование грузов;

- взвешивание груза и (или) транспортного средства;

- пересчет грузовых мест;

- подгруппировка грузов - формирование или расформирование грузовых мест;

- сортировка грузов;

- закрепление, укрытие и увязка грузов, предоставление необходимых приспособлений;

- хранение грузов;

- предоставление складских помещений или открытых площадок для хранения грузов.

2. Услуги, связанные с транспортировкой грузов:

- сбор грузов у грузоотправителей и их доставка на терминал (склады экспедитора);

- развоз грузов с терминалов (складов экспедитора) грузополучателям;

- предоставление в аренду подвижного состава, контейнеров и т.д.;

-сопровождение груза в пути.

3. Операции и услуги по приему и сдаче груза, оформлению документов на перевозку груза:

- прием и сдача груза с проверкой массы и количества мест, а также состояния груза, если это предусмотрено договором транспортной экспедиции;

- оформление товарно-транспортной документации;

- выполнение таможенных формальностей при межгосударственных и международных перевозках.

4. Информационно-справочные услуги:

- предоставление информации о продвижении грузов (уведомление о прибытии груза кгрузополучателю, уведомление об отправке груза в адрес грузополучателя, сообщения о текущем местонахождении груза и ожидаемом времени прибытия);

- предоставление информации об услугах, тарифах и режимах работы других экспедиторов;

- предоставление консультаций по юридическим, административным вопросам, связанным с транспортно-экспедиционным обслуживанием;

- предоставление информации о наличии груза у грузовладельцев;

- реклама услуг.

5. Коммерческие услуги:

- выполнение расчетов с перевозчиками от именигрузоотправителя, грузополучателя;

- ведение учета и отчетности для клиента;

- страхование груза;

- продажа клиенту тары или упаковки;

- выбор и расчетное обоснование наиболее рационального способа доставки груза;

- расчет рациональной загрузки транспортных средств, размещения и крепления грузовв подвижном составе;

- выполнение функций коммерческого посредника между изготовителями и потребителями (выкуп продукции оптом с последующей реализацией ее потребителям);

- продажа груза, который невозможно было доставить;

- продажа предупредительных знаков и других вспомогательных средств, необходимых для организации перевозок;

- установка доставленного получателю оборудования.

6. Сервисные услуги:

- бронирование и предоставление номеров вгостиницах;

- организация питания и отдыха водителей и экспедиторов;

- организация охраняемой стоянки подвижного состава;

- оказание медицинской помощи;

- заправка ГСМ;

- организация работы по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава.

При организации транспортно-экспедиционного обслуживания при завозе-вывозе грузов автомобильным транспортом с железнодорожных станций, аэропортов и портов водного транспорта экспедитор выполняет следующие операции и услуги:

1.При организации вывоза грузов автомобильным транспортом со станций железных дорог, аэропортов, портов:

- раскредитовывает перевозочные документы на грузы, прибывшие повагонными, мелкими отправками и в контейнерах, регистрирует их;

- оплачивает за счет клиента провозные платы и сборы по грузам, прибывшим в адрес клиента;

- принимает прибывающие грузы по Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом (проверяет сохранность прибывающих грузов по массе и количеству).

- в случаях повреждения, порчи или недостачи груза требует составления коммерческих актов.

2. При организации завоза грузов автомобильным транспортом на станции железных дорог, аэропорты и порты:

- получает от станции, порта, аэропорта разрешения (визы) на завоз грузов в соответствии с расписанием приема грузов к отправлению;

- информирует клиента о получении разрешения (визы) на отправление грузов;

- принимает от клиента грузы и контейнеры, для завоза в порты и на станции;

- сдает грузы к отправлению соответствующим станциям, портам, аэропортам;

- сопровождает грузы при перевозке автомобильным транспортом;

- оплачивает железной дороге, порту, аэропорту за счет клиента стоимость перевозок и дополнительных сборов;

- получает от станции железной дороги, порта, аэропорта квитанции в приеме к перевозке груза клиента;

- вручает клиенту квитанции на сданные к перевозке грузы в срок не позднее 24-х часов после их получения от станции, порта, аэропорта.

Действительный перечень оказываемых услуг должен указываться в уставах транспортно-экспедиционных предприятий. Прекращение транспортно-экспедиционной деятельности может быть осуществлено по решению высшего органа управления экспедитора (Совет, Правление и др.), а также судом или арбитражным судом в порядке и на условиях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: