Раздел 4. Экспедиция отправления и прибытия грузов.
Преследуя сохранность и своевременную доставку груза по назначению экспедиция отправления грузов железнодорожным транспортом представляет собой комплекс связанных между собой операций, которые могут быть подразделены на три группы:
— прием и хранение груза;
— документальное оформление перевозки и взимание провозных плат;
— погрузка в вагоны и отправление груза по назначению.
Отправка грузов производится на местах общего пользования, принадлежащих конкретной железной дороге, и на местах необщето пользования, принадлежащих грузовладельцам или автомобильным или экспедиторским предприятиям — компаниям, акционерным обществам, товариществам и др.
В правовом отношении экспедиция на местах общего пользования является агентской по отношению к железной дороге и экспедиторской по отношению к грузовладельцу, а на местах необщего пользования — только экспедиторской.
Грузы к перевозке на местах общего пользования (складских и грузовых площадках железнодорожных станций, грузовых дворах) принимаются по предварительно заполненной отправителем накладной с визой (разрешением) товарной конторы на ввоз груза на станцию.
|
|
Такое же разрешение требуется и при погрузке груза с места необщего пользования (со склада или подъездного пути грузоотправителя или его экспедитора).
Прием грузов по каждому отправителю регулируется декадными приказами-заданиями (развернутым планом перевозок), которые устанавливают для каждой станции отделение дороги. Завизированный комплект перевозочных документов передается диспетчеру автокомбината, а ЭВМ составляет наряд на ввоз груза для последующего вручения его шоферу-экспедитору.
Приемосдатчик грузов проверяет соответствие предъявленного груза (число мест, род упаковки и др.) данным накладной, а также исправность упаковки и правильность отправительской маркировки на грузовых местах, в т.ч. манипу-ляционные знаки-изображения, указывающие на способы обращения с грузом. Весовщик взвешивает груз, причем заносит в книгу приема грузов к отправлению каждый отдельный отвес (например, вес отдельного вагона с грузом и без груза или с весом вагона по трафарету), наносит на груз транспортную маркировку (в числителе — порядковый номер по Книге приема грузов к отправлению и через тире число мест, а в знаменателе — код станции отправления согласно Тарифному руководству №4 (книга 2). Все записи в книге должны точно соответствовать накладной.
Перевозка грузов может осуществляться повагонными, мелкими, малотоннажными групповыми или маршрутными отправками.
|
|
Операция по погрузке может включать в себя хранение груза на складе, но если его нет, то после подготовительных операций, связанных с ознакомлением бригады грузчиков с порядком погрузки, предварительного составления вагонного листа
весовщиком, подачи и расстановки вагонов, производится погрузка груза в вагон, пломбирование вагона и разметка.
Осторожно должны грузиться в вагоны грузовые места, на которых имеются предупредительные надписи: «Осторожно», «Не бросать», «Стекло», «Верх», «Не кантовать» и т.п. Такие места размещаются в вагоне так, чтобы при погрузке в один вагон более тяжелые грузы укладывались внизу, а более легкие — наверху.
Укладка тарно-упаковочных и штучных грузов в междверном пространстве проводится с отступлением от дверей на 25 см.
Запрещается погрузка в один вагон таких грузов, которые по своим свойствам могут повредить или испортить другие грузы.
Размещение и крепление грузов в крытых вагонах проводится в соответствии с Техническими условиями и правилами перевозок отдельных видов грузов.
Составленный и подписываемый весовщиком вагонный лист содержит перечень всех грузовых отправок, загруженных в данный вагон, а также сведения о наложенных на вагон пломбах с указанием станции, наложившей пломбы, количества пломб и их контрольных знаков.
В товарной конторе подбирают к вагонному листу перевозочные документы (накладные и дорожные ведомости и др.).
После формирования поезда документы на включенные в поезд груженные вагоны передаются машинисту локомотива по особому документу, который называется натурным листом. В нем, кроме сведений технического характера (род вагона, количество осей, наличие тормоза), указываются станция назначения, общий вес груза в каждом вагоне и сведения о пломбах. Расположение данных в натурном листе должно соответствовать расположению вагонов в составе поезда.
При погрузке груза с подъездных путей натурная приемка предъявленного к перевозке груза не производится, т.к. со своих складов отправитель отгружает груз за своей ответственностью.
На железнодорожном транспорте «Уставом железнодорожного транспорта» и «Правилами перевозок грузов» установлен порядок определения пригодности конкретного вагона Для погрузки данного груза и имеет место строгое распределение обязанностей по погрузке грузов.
Дорога и отправители должны строго соблюдать Технические условия погрузки и крепления грузов, Правила перевозок отдельных видов грузов, технические нормы загрузки вагонов и контейнеров, а также установленные на погрузку грузов сроки.
Нормы загрузки вагона по каждому виду груза устанавливаются Министерством путей сообщения. Сроки отгрузки и выгрузки, налива и слива, исчисляемые между моментом подачи вагона под грузовую операцию и моментом уборки вагона или цистерны, регламентированы в разделах 13 и 41 Правил перевозок грузов.
Особую категорию составляют перевозки грузов мелкими отправками. К ним относятся небольшие партии грузов, не требующие по объему и массе предоставления отдельного вагона.
При перевозках штучных грузов широко используются поддоны, облегчающие их механизацию; особые правила применяются к перевозкам домашних вещей в целях обеспечения их сохранности и повышения имущественной ответственности транспорта и клиентуры.
Автомобильный и речной транспорт, привлекая на себя перевозки, осуществляемые железнодорожным транспортом (автомобильные за счет мелких отправок, транспортируемых на короткие расстояния, а речной — в навигационный период), не могли не действовать по пути приспособления к своей специфике транспортной экспедиции железнодорожного транспорта. В свою очередь этот процесс облегчает внедрение смешанных железнодорожно-водных и автомобильно-железнодорожных перевозок.
|
|
Автомобильный транспорт России и других республик СНГ занял важное место в деле организации комплексного транспортно-экспедиторского обслуживания предприятий, организаций, учреждений и населения.
Его целью является организация и обеспечение на базе использования передовых современных технологий доставки грузов со складов отправителей до складов получателей с освобождением грузовладельцев (отправителей и получателей) от несвойственных им транспортных функций.
В чисто экспедиционные услуги отправления грузов входят операции, связанные с подготовкой грузов к перевозке; проведение расчетов и оформление транспортной документации; информационные услуги.
Для выполнения транспортно-экспедиторских работ действуют специализированные автотранспортные предприятия и фирмы: автотранспортные и авто экспедиционные терминалы, грузовые автостанции, узловые транспортно-экспедиционные предприятия (УТЭП), транспортно-экспедиционные конторы (ТЭК), агентства автотранспорта.
Централизация экспедиторского обслуживания основана на совмещении агентского обслуживания автомобильного транспорта в целях обеспечения его бесперебойной перевозочной работы и оптимальной загрузки транспортных средств с экспедированием грузовладельцев, что позволяет:
— внедрять ЭВМ в изготовление и передачу транспортно-распределительной и сопроводительной документации;
— уменьшить штатную численность экспедиторов и грузчиков;
— формировать прямые сборные вагоны;
— улучшить использование подвижного состава смежных отраслей транспорта;
— организовать и развивать перевозки грузов в контейнерах и пакетах;
— обеспечивать централизованное складское обслуживание. Роль водителя при централизованных перевозках очень велика, так как, кроме своих непосредственных обязанностей, он выполняет и обязанности экспедитора.
|
|
В пункте отправления груза транспортно-экспедиторское предприятие осуществляет: прием груза на складе грузоотправителя; доставку груза автомобильным транспортом от склада грузоотправителя до станции железной дороги, порта или пристани отправления; сдачу груза по поручению грузоотправителя станции железной дороги, порту или пристани; оформление товарных и транспортных документов, связанных со сдачей груза железнодорожному или водному транспорту; оплату по поручению грузоотправителя установленной по тарифу или договору стоимости перевозки груза по железной дороге или водным транспортом. При международных перевозках выписывается накладная международной дорожной перевозки груза ЦМР. На ряде направлений составляется документ «бордеро»* аналогичный грузовому манифесту. (*«Бордеро» — перечень грузов, перевозимых автопоездом, со ссылками на прилагаемые копии автодорожной накладной ЦМР).
При этом предприятия оказывают дополнительные услуги: предоставление контейнеров, выдачу и заполнение бирок и ярлыков к грузу, взвешивание грузов, предоставление брезента и других средств укрытия при перевозке и др.
Это не означает, что грузоотправитель не занимается отправкой груза. Согласно договору с автопредприятием он обязан подготовить, подгруппировать, взвесить и затарить груз, оформить документацию, обеспечить фронт погрузочно-разгрузочных работ и исправное состояние подъездных путей, погрузочных машин и приспособлений, загружать автомобили до полной грузоподъемности и не допускать сверхнормативных простоев и т.д.
Головное автотранспортное предприятие следит за движением автомобилей по графику, осуществляет диспетчеризацию перевозок, для чего располагает резервным парком автомобилей и составом водителей.
Нельзя пройти мимо деятельности мелких экспедиторских фирм в области организации междугородних и международных перевозок по сбору и анализу информации о спросе на подвижной состав со стороны грузовладельцев под помашинные отправки грузов и, наоборот, о подыскании попутных грузов для незагруженных автомобилей. Такое же мелкое экспедиторское предпринимательство распространено в ходе терминальных операций в транспортных узлах. Экспедиторские фирмы обеспечивают подвоз-развоз отправок между терминалом и потребителями, таможенные и страховые операции. Свою деятельность они относят к брокерской. Такой «брокер», по существу, только «сводит» грузовладельца с автопредприятиями, не принимая на себя ответственности за выполнение перевозки.
Устав внутреннего водного транспорта, формируя требования к грузоотправителям, связанные с предъявлением и приемом грузов к перевозке, фактически создает поле деятельности для экспедиторских фирм, связанное с подготовкой грузов к перевозке, обеспечивающей безопасность транспортировки, сохранность груза, судна и контейнеров, рациональное использование грузоподъемности и вместимости судов и контейнеров. Такие же задачи выполняют экспедиторские фирмы на своих приаэропортовых базах, одновременно решая задачи не только обеспечения сохранности груза и максимального использования вместимости грузовых помещений самолета, но и к возможности снижения стоимости воздушной перевозки путем умелого использования тарифных структур авиатранспорта (см. главу 12).
На обоих видах транспорта экспедиторы работают над проблемами конструкции и материалов тары и упаковки, разработки стандартов и технических условий, требуют от клиентуры на каждом виде транспорта специфические удостоверения о качестве грузов и сроков транспортабельности. Большое внимание на авиатранспорте уделяется точности определения массы груза. На речном, наоборот, используются технические приемы, методы расчета массы груза по обмеру, осадке судна, условно и т.д.
Подача судна на реке под загрузку в состоянии, непригодном для перевозки предъявляемого груза, приравнивается к неподаче судна.
Режим приемо-сдаточной работы на авиатранспорте основывается на регулярности полетов по расписанию, на реке — на основе 24 и 6-часового извещения о подаче судна под погрузку и выгрузку.