Рынки продовольствия

В международной торговле к продовольственным товарам относятся продукция земледелия, животно­водства, лесного хозяйства, рыболовства и морского промысла, а также полученные на их основе полуфабрикаты и некоторые гото­вые товары.

Основные позиции на мировом рынке продовольствия занимают зерновые и продукты их переработки, маслосемена, растительные масла, жиры, шроты, овощи и фрукты, мясо и мясопродукты, мо­лочные продукты, кофе, какао, чай, сахар, рыба и морепродукты. Последние годы наблюдается ярко выраженная тенденция к более быстрому росту торговли продовольствием, готовым к употреблению.

Торговля многими продовольственными товарами на мировом рынке осуществляется на биржах, а цены на такие товары во вне­биржевой торговле ориентируются на биржевые котировки (пшени­ца, кукуруза, кофе, сахар, некоторые виды семян и др.). Некоторые товары продаются на аукционах, которые определяют мировые цены на них (рыба, чай, овощи, фрукты и др.). Для отдельных продоволь­ственных товаров в качестве мировых цен служат импортные или экспортные цены основных импортеров или экспортеров.

Оборот мировой торговли крупным рогатым скотом составляет свыше 5 млн. голов в год, свиней — 9—10, овец — 15. В торговле племенным скотом участвуют в различной степени почти все стра­ны, а основными экспортерами являются США, страны ЕС и Кана­да. Торговля живым убойным скотом носит в основном региональ­ный приграничный характер. Такая торговля наиболее развита в США и странах ЕС.

Важным регионом сбыта живых овец и ягнят является Ближний Восток, поскольку страны этого региона в силу специфических ре­лигиозных требований к убою скота закупают мясо в виде живого скота. Главными поставщиками в этот регион являются Австралия и Турция.

Основными рынками реализации мясных лошадей и конины явля­ются Италия, Франция, страны Бенилюкса, Австрия.

На мировом рынке мяса осуществляется торговля птицей (куры, утки, индейки, голуби, фазаны, куропатки и др.) разной степени обработки, говядиной, свининой, бараниной, козлятиной и др. В свежем, охлажденном и мороженом виде. Удельный вес поставок на мировой рынок охлажденного и замороженного мяса с каждым годом возрастает.

Мировой экспорт говядины составляет около 5,5 млн. т. Основны­ми поставщиками являются Австралия, Бразилия, Аргентина, Новая Зеландия, Уругвай, а также страны ЕС и США. Основными произ­водителями свинины являются Китай, США и Европа, основными экспортерами — Дания, страны Бенилюкса, Канада и США. Баранина и ягнятина производятся в основном в Австралии и Новой Зеландии. Мировой экспорт баранины составляет около 1 млн. т. Основные производители битой птицы — США, страны ЕС, Китай. Мировой экспорт птичьего мяса составляет около 3 млн. т в год. Основными экспортерами являются США, Франция, Голландия, а импортерами — Германия, Япония, Гонконг, Саудовская Аравия.

Помимо непосредственно мяса на мировом рынке обращаются и субпродукты (печень, ножки, хвосты, языки, легкие и др.), кости, костная мука и др. Традиционно развитым рынком таких товаров является Западная Европа.

Ежегодный объем мировой торговли молочными товарами пре­вышает 11 млн. т. Наиболее распространена торговля такими видами молочных товаров, как сыры, сливочное масло, сухое молоко. Для молочных товаров характерна высокая степень географической кон­центрации экспорта. Основными поставщиками этой продукции вы­ступают страны ЕС, Новая Зеландия, США, Австралия, Аргентина. Объемы импорта существенно различаются по конкретным видам товаров и странам, мировое производство сливочного масла составляет около 7 млн. т, из которых на экспорт направляется около 20% сыра — около 10 млн. т, в том числе 20% экспортируется. Молоко продается на мировом рынке в основном в виде сухого порошка или конденсата. Мировое производство составляет 400-450 млн. т.

Основными производителями яиц являются Китай (более 45%), страны ЕС (более 10%), США (более 10%), а также Япония (около 6%), Индия (около 4%) и Россия (около 4%). Около половины всех экспортных по­ставок осуществляется из США (около 3 млрд. шт.), более 1 млрд. экспортируется из Китая, менее 1 млрд. шт. — из Нидерландов. На эти три страны приходится около 70% мирового экспорта. Основ­ными покупателями являются Япония, Гонконг, Канада и Мексика, В странах ЕС торговля яйцами носит в основном внутрирегиональ­ный характер, хотя наблюдается тенденция к росту экспорта в третьи страны.

Зерновые (пшеница, кукуруза, ячмень, овес, рожь и др.) яв­ляются самым массовым продовольственным товаром на мировом рынке. Зерновые используются также в качестве кормов для скота, сырья для промышленной переработки. В связи с этим развитие рынка зерновых товаров оказывает значительное влияние на торгов­лю продовольственными и сельскохозяйственными товарами в це­лом.

Наиболее важное место среди зерновых занимает пшеница, кото­рая во многих странах считается стратегическим товаром. Мировое производство пшеницы составляет свыше 600 млн. т в год. Для по­требительских целей используются твердые сорта — дурум (йишт), а в качестве кормовой пшеницы — мягкие сорта.

Крупнейшим в мире продуцентом пшеницы является Китай (около 100 млн. т), который выступает на рынке и в качестве ее крупного покупателя. К основным продуцентам относятся страны ЕС, осо­бенно Франция (около 90 млн. т), США (около 60 млн. т), Индия /около 60 млн. т), Россия (около 30 млн. т), Канада (около 25 млн. т), Австралия, Аргентина, Пакистан, Турция и Казахстан.

В год экспортируется около 100 млн. т пшеницы. Среди экс­портеров выделяются США, Канада, Австралия, Аргентина, а также страны ЕС. К числу значительных импортеров пшеницы относятся Китай, страны СНГ, Япония, Бразилия, Египет, а также Алжир, Иран и Индонезия.

Пшеница является традиционным биржевым товаром.

Основным про­изводителем и экспортером кукурузы являются США.

Производство ячменя сконцентрировано в северном полушарии. Основные производители — страны СНГ, Канада, Великобритания. На мировой рынок попадает около 15% всего мирового производст­ва.

Основными производителями овса считаются страны СНГ, ЕС, США и Канада, а основными производителями ржи, которая ис­пользуется в основном для выпечки хлеба, — страны СНГ.

Мировой рынок риса представляет собой несколько обособлен­ный сегмент рынка зерновых в силу специфики его производства и потребления. Рис является одним из основных продуктов питания в ряде азиатских и некоторых других странах, что определяет значи­тельные объемы производства и мировой торговли этим товаром. Основными производителями являются Китай (около 33%), Индия (около 23%), Индонезия (около 9%), Бангладеш (около 5%), а также Вьетнам, Таиланд, Мьянма, Япония, Филиппи­ны, Бразилия. Лидирующие позиции в мировом экспорте риса зани­мают Таиланд, США, Вьетнам, Мьянма и Пакистан. Значительными импортерами выступали Индонезия, Бангладеш, КНДР, Иран, Саудовская Аравия, Бразилия, ЕС.

Производство остальных видов зерновых культур имеет региональ­ный характер.

Помимо зерновых на мировой рынок поступают хлебопродукты (хлеб, макароны, вафли, сухари и др.) и продукция мукомольной промышленности (мука, битый рис, солод, крахмал и др.). Крупным экспортером яв­ляется Германия, а импортером — Япония.

Овощи и фрукты не имеют такого большого значения в междуна­родной торговле, как, например, зерновые. Они выращиваются по всему миру и различаются в ассортиментах по регионам, в зависи­мости от почвенных и климатических условий. За последние годы роль овощей и фруктов в современной диете человека возросла, что привело к увеличению площадей их выращивания и расширению ассортимента, особенно в районах крупных промышленных агломе­раций.

Среди фруктов наибольшее значение в международной торговле имеют цитрусовые и бананы. Торговля цитрусовыми осуществляется в основном между странами Средиземноморского бассейна и евро­пейскими странами, а бананами — между Латинской Америкой, Северной Америкой и Европой.

Среди фруктов умеренной климатической зоны наибольшее значение в международной торговле имеют яблоки.

В Европе достаточно активно развивается торговля свежими и замороженными ягодами (клубника, малина, вишня и др.).

Сахар производится в тропической зоне из сахарного тростника (около 2/3 мирового производства) и в умеренной климатической зоне из сахарной свеклы. Основными производителями сахара из сахарного тростника являются Куба, Бразилия, а также ЮАР, Ин­дия, Китай. Производство свекловичного сахара осуществляется в основном в промышленно развитых странах и обходится дороже, чем выработка сахара из сахарного тростника, поэтому в странах, произ­водящих свекловичный сахар, как правило, применяются правитель­ственные субсидии, особенно для стимулирования экспорта по це­нам, которые могли бы конкурировать с ценами тростникового са­хара.

В то же время в пищевой промышленности увеличивается по­требление заменителей сахара, которые вытесняют с рынка натураль­ное сырье. К ним относятся, например, сахарин, кукурузные сиропы (распространены в США) и др. Производство заменителей сахара также будет увеличиваться, прежде всего в промышленно развитых странах.

Кофе выращивается в тропической климатической зоне более чем в 70 странах. Основными продуцентами кофе являются Бразилия, а также Колумбия, Кот-д'Ивуар, Индонезия, Мексика, Индия, Вьетнам. Значительная часть кофе в сыром виде экспортируется в развитые страны, где оно подвергается дальнейшей обработке, потребляете или экспортируется в другие страны в готовом к употреблению виде. Крупнейшими потребителями кофе в мире являются страны ЕС (осо­бенно Германия и Франция) и США (самая крупная страна-импор­тер).

Какао выращивается в тропической зоне, а затем в сыром виде зерна какао экспортируются в развитые страны. Основными районами выращивания какао являются Центральная Африка (Кот-д'Ивуар, Гана, Нигерия, Камерун) и Латинская Аме­рика (Бразилия и Мексика), а также Малайзия.

Основными потребителями какао считаются США, Германия, Гол­ландия, Великобритания, Швейцария.

Чай выращивается в тропической и субтропической зонах. Наи­более ценными сортами черного чая обладают Кения и Шри Ланка, а также Индонезия, которая поставляет очень ароматный чай золо­тистого цвета. На рынке также присутствует зеленый чай из Китая, однако его популярность относительно не велика.

Основными производителями чая остаются Индия (867 тыс. т), Кения (294 тыс. т), Шри Ланка (280 тыс. т), а также Индонезия и Бангладеш, основными экспорте­рами — Шри Ланка (271 тыс. т), Кения (264 тыс. т), Индия (205 тыс. т). В Индии большая часть чая потребляется на внутреннем рынке.

В последние годы отмечалось значительное увеличение потребления перца в странах Азии. В таких государствах, как Индонезия и Китай, все большее количество перца направляется на внутренний рынок. В то же время растет потребление перца и в других странах. В этой связи наблюдается существенное превышение потребления перца над его производством и, как следствие, сокращение запасов и рост цен.

На долю США приходится около 90% мировых закупок черного перца. Он производится в Индии, Бразилии, Индонезии, Малайзии и Вьетнаме.

Основным поставщиком белого перца выступает Индонезия, а также Бразилия и Малайзия. Крупнейшими потребителями белого перца являются Германия, Индонезия, США, страны Восточной Европы.

В группу десяти важнейших видов масличных включаются соя-
бобы, рапсовое, хлопковое, кунжутное, льняное и касторовое семя,
подсолнечник, арахис, пальмовое ядро, копра.

Основное значение имеет соя, мировое производство которой Роо(
составляет около 125—130 млн. т в год. Основными производителями являются США, а также Китай, Бразилия, Аргентина, основными импортерами — европейские страны и Япония.

Рапс также является важной и распространенной масличной куль­турой, его мировое производство составляет около 30 млн. т. в год. Основные производители — Китай и Индия, основной экспортер — Канада. Мировое производство рапсо­вого масла составляет свыше 10 млн. т в год, из которых на экспорт направляется 1,5—2,0 млн. т.

Мировое производство семян хлопчатника составляет около 40 млн. т в год, хлопкового масла — около 4 млн. т, из которых экспортируется 250-300 тыс. т.

Мировое производство семян подсолнечника составляет около 20 млн. т в год, а подсолнечного масла — около 9 млн. т в год во второй половине 90-х гг., в том числе экспортируется 2,6—2,9 млн. т.

Мировое производство арахиса составляет около 20 млн. т. Основные производители — Индия, Китай и США. Мировое про­изводство арахисового масла — свыше 4 млн. т в год, из которых экспортируется — около 300 тыс. т.

Мировое производство пальмового масла составляет свыше 15 млн. т (основной производитель — Малайзия), в том числе экспорт — свыше 10 млн. т; кокосового масла — около 3 млн. т, в том числе экспорт — около 1,5 млн. т; пальмоядрового масла — свыше 2 млн. т, в том числе экспорт — 800—900 тыс. т; оливкового масла — около 2 млн. т, в том чис­ле экспорт — свыше 400 тыс. т; кукурузного масла — около 1,8 млн. т, в том числе экспорт — около 600 тыс. т; кунжутного масла — около 750 тыс. т, в том числе экспорт — около 20 тыс. т.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: