Оптовые продовольственные и непродовольственные рынки и их роль в закупке товаров, задачи и функции

Распад государственной централизованной оптовой торговли продовольственными товарами, приватизация оптовых и розничных предприятий, ликвидация централизованной системы распределения сельскохозяйственной продукции и продовольствия способствовали разрушению сложившейся системы продвижения продовольственных товаров потребителям. Многие продовольственные и плодоовощные базы России стали заниматься распродажей промышленных товаров, сельскохозяйственные производители столкнулись с проблемой сбыта своей продукции. При отсутствии государственного регулирования торговли продовольственными товарами усилился локальный монополизм перерабатывающей промышленности и розничной торговли, что привело к росту розничных цен на потребительские продовольственные товары, резкому сокращению потребления важнейших продуктов питания на душу населения.

Отсутствие новой, соответствующей условиям рыночной экономики, системы распределения, современного маркетинга продовольствия способствовали формированию нецивилизованной рыночной среды в виде бессистемной деятельности маклеров, брокеров, комиссионеров, уличных торговцев и привели к негативным последствиям в организации оптовой торговли и товародвижения продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья для снабжения населения.

Оптимальной формой такой организации был определен оптовый продовольственный рынок.

Оптовые продовольственные рынки – место купли-продажи конкурентоспособного сельскохозяйственного сырья и продовольствия оптовыми и розничными торговыми предприятиями и частными торговцами.

Во многих странах с рыночной экономикой (Япония, Португалия, Германия, Франция и др.) важную роль играют оптовые рынки, занимающие среднее положение между оптовой ярмаркой и товарно-сырьевой биржей. Однако в отличие от двух последних оптовый продовольственный рынок располагает собственным складским хозяйством. В России разработана Федеральная программа развития оптовых продовольственных рынков на период до 2002 г.

В зависимости от типа объема деятельности площади проектируемых рынков колеблются от 2 до 5 га.

Основными функциями продовольственных рынков являются:

· обеспечение круглогодичного снабжения населения качественными продуктами питания, сокращение потерь сельскохозяйственной продукции;

· предоставление всем поставщикам сельскохозяйственной продукции возможности устойчивого выхода на конкурентный рынок;

· обеспечение единого обустроенного места для осуществления сделок по купле-продаже сельскохозяйственной продукции и продовольствия;

· повышение эффективности снабжения и распределения продовольствия в крупных городах, промышленных центрах и отдельных регионах страны;

· создание новых рабочих мест, уменьшение оттока населения из сельской местности.

Реализация указанных функций позволяет создать необходимые условия производителям, покупателям и посредникам для совершения оптовых операций на основе конкуренции и сокращения издержек обращения, оптимизировать систему товародвижения сельскохозяйственной продукции и продовольствия, транспортного и информационного обеспечения. Это также позволяет упорядочить деятельность посредников и производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия.

В соответствии с Федеральной программой развития оптовых продовольственных рынков в стране начала создаваться сеть оптовых продовольственных муниципальных и акционерных рынков в крупных городах, промышленных центрах, а также рынков потребительской кооперации. Широкое развитие такая сеть получила в Москве и районах ближнего Подмосковья. Однако в некоторых местах оптовые продовольственные рынки именуют оптовыми продовольственными ярмарками, базарами, что терминологически нельзя признать правильным, исходя из выполняемых ими функций.

В то же время правилами работы оптовых продовольственных рынков не запрещается в отдельных случаях розничная реализация продукции физическим лицам – потребителям по оптово-розничным ценам.

В сельской местности могут создаваться рознично-оптовые рынки.

Структура оптовых продовольственных рынков включает рынки, сформированные:

1. по территориальному признаку:

· мелкорегиональные;

· региональные;

· городские;

· районные;

· сельские (поселковые).

2. специализированные оптовые продовольственные рынки:

· плодоовощные;

· мясные;

· рыбные;

· рынки скота и т.д.

3. универсальные, реализующие до 10 видов различной продукции:

· районные мелкооптовые продовольственные рынки;

· поселковые мелкооптовые продовольственные рынки.

Для обеспечения функционирования рынков при них создаются специальные службы:

- информационные;

- расчетно-финансовые;

- юридические;

- общественного питания и гостиничного хозяйства;

- транспортные, а также государственная служба сертификации и контроля качества продукции.

Организация работы

На оптовом рынке предусматривается павильонно-секционная организация торгового процесса. Местом проведения оптовых торгов является торговый зал оптового рынка. Количество и расположение товарных секций в торговом зале оптового рынка определяется администрацией рынка. Товарные секции разделяются между собой разъемными или стационарными перегородками. Каждая товарная секция предоставляется, как правило, одному оптовому торговцу.

Кроме товарной секции или торгового места, оптовый рынок должен представлять помещение для хранения товара, оборудования в соответствии с требованиями хранения общественных видов товаров.

Общие принципы взаимоотношений между продавцом и покупателем на оптовом рынке регулируются гражданским законодательством, основывающимся на признании равенства участников хозяйственных отношений, неприкосновенности их собственности, свободы договора, недопустимости вмешательства администрации рынка в их коммерческую деятельность.

К участникам торгов на оптовом рынке относятся:

- собственники товаров (производственные, оптовые предприятия, посредники) или их полномочные представители, имеющие право ведения торговых операций на рынке продавца;

- розничные торговые и иные предпринимательские структуры, имеющие доступ на оптовый рынок в качестве покупателей;

- персонал оптового рынка, участвующий в оформлении торговых сделок непосредственно в торговых секциях.

Администрация оптового рынка обеспечивает соблюдение установленного порядка ведения оптовых торгов и идентификацию их участников.

Персонал оптового рынка, обслуживающий торговый процесс, не имеет права осуществлять сделки, а также прямого или косвенного вмешательства в процесс ведения торгов.

По формам участия оптовый рынок должен представлять возможность ведения оптовых торгов на основе:

- долгосрочной аренды продавцом места в торговом зале;

- кратковременной аренды необходимых торговых площадей;

- разового участия в оптовых торгах с подневной оплатой стоимости торгового места или случайной розничной пошлины, диффиренцированной по видам товара и уплачиваемой с оборота.

Арендаторами торговых мест на оптовом рынке не обязательно должны быть владельцы (собственники) товаров. Предусматривается возможность аренды торговых мест агентами собственников, комиссионерами, другими посредниками.

Выбор формы торгов на оптовом рынке определяется собственником товара, если иное не предусмотрено законодательством.

Оптовые торги проводятся, как правило, на основе частных соглашений продавца и покупателя. В особенных случаях оптовые торги могут проводиться на основе аукциона или конкурса. Право продажи оптовых партий товаров номенклатуры оптового рынка представляется зарегистрированным на нем оптовым продавцам при условии предъявления лицензии на ведение торговой деятельности (в случае ее лицензирования и документов, подтверждающих качество реализуемых товаров) и состояние здоровья оптовых продавцом по установленным для торговли медицинским показателям.

Оптовый продавец имеет право требовать от администрации оптового рынка:

- обеспечения санитарных правил и техники пожарной безопасности;

- компенсации стоимости товаров, утраченных в связи с невыполнением ею своих обязанностей по обеспечению торгового процесса;

- замены весов и весоизмерительного оборудования и приборов, инвентаря и инструментов, не соответствующих техническим требованиям и санитарным нормам;

- своевременного вывоза мусора, тары и упаковочных материалов из торгового зала;

Оптовый продавец обязан:

- соблюдать правила торговли и внутренний распорядок на оптовом продовольственном рынке;

- соблюдать санитарные и противопожарные требования;

- по окончанию торгов освободить торговые места, сдать арендованное оборудование, инвентарь и инструменты.

Руководители оптового рынка несут ответственность за его общее санитарное состояние, соблюдение в нем санитарного режима, а также санитарное состояние прилегающей территории. Виновные в нарушении требования санитарных правил привлекаются к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности. Контроль за соблюдением санитарных правил на оптовом рынке осуществляют органы и учреждения санитарно-эпидемиологической службы.

В пределах своей компетенции, контроль за соблюдением оптовыми рынками правил торговли продовольственными товарами осуществляет Госторгинспекция МТ РФ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: