Эффект масштаба.
Издержки производства в долгосрочном периоде.
Долгосрочный период характеризуется изменяющимися производственными мощностями. В рамках долгосрочного периода как «инертные ресурсы» (производственные площади, оборудование), так и «мобильные» (труд, сырьё), становятся переменными. Таким образом, предприятие может изменять масштаб производства.
Зависимость объёмов производства от меняющегося количества используемых ресурсов называется эффектом масштаба. Говорят о положительном, отрицательном эффекте масштаба и об отсутствии эффекта масштаба при постоянной отдаче факторов производства.
Эффект масштаба будет положительным, если при увеличении размеров предприятия средние издержки уменьшаются. Эффект масштаба будет отрицательным, если при увеличении размеров предприятия средние издержки увеличиваются.
Экономия, обусловленная расширением производства, вызвана тем, что
1. По мере роста размеров предприятия увеличиваются возможности использования преимуществ специализации в производстве и управлении.
2. На более крупных предприятиях может применяться высокопроизводительное и дорогостоящее оборудование.
3. Возрастают возможности для диверсификации деятельности, развития побочных производств, выпуска продукции на базе отходов основного производства.
Однако чрезмерное увеличение размеров предприятия приводит к отрицательному эффекту масштаба, который связан с нарушением управляемости в чрезмерно крупной фирме:
1. Снижается эффективность взаимодействия между отдельными подразделениями.
2. Затрудняется контроль за реализацией решений, принятых руководством предприятия.
3. С ростом размеров увеличиваются издержки на передачу и обработку информации, необходимой для принятия решений.
4. В отдельных подразделениях фирмы возникают локальные интересы, противоречащие интересам фирмы в целом.
Эффект масштаба проявляется в отдельных отраслях по-разному. Существуют отрасли, где средние издержки достигают минимума при очень большом объёме выпускаемой продукции. Это отрасли так называемых естественных монополий. С точки зрения снижения средних издержек в них целесообразно существование одной крупной фирмы. К естественным монополиям относят предприятия электро-, газо-, водоснабжения крупного города.
Наоборот, в сфере услуг минимум средних ин6держек приходится на более мелкие предприятия.
Конкуренция (от латинского concurrentia – сталкиваться) – есть соперничество между производителями товаров и услуг за возможность увеличения прибыли. В рыночной экономике различают два вида конкуренции – совершенную и несовершенную.
Рынок совершенной конкуренции должен отвечать следующим условиям:
1. Однородность продукции 2. Малые размеры и
многочисленность
субъектов рынка
Совершенная
конкуренция
3 Однородность 4. Совершенная
продукции информация
Рис. 10.1. Условия совершенной конкуренции.
Остановимся более подробно на характеристике каждого из названных условий совершенной конкуренции:
1. Однородность продукции означает, сто продукция фирм в представлении покупателей совершенно взаимозаменяема. Разница в ценах – единственная причина, по которой покупатель может предпочесть одного продавца другому.
2. Малые размеры и многочисленность субъектов рынка предполагает большое количество продавцов и покупателей, доля продаж (покупок) которых в общем объёме рыночных операций незначительна. Однородность продукции, многочисленность и малый размер предприятий предопределяют неспособность отдельных рыночных субъектов влиять на цену.
3. Отсутствие барьеров означает свободу входа на рынок совершенной конкуренции и выхода с этого рынка.
4. Совершенная информация – информация о ценах, технологиях производства, о возможных прибылях доступна для всех.
К преимуществам данного типа конкуренции можно отнести прежде всего выпуск наиболее полезной, пользующейся спросом у потребителей продукции. Также то, что товары производятся с наименьшими возможными издержками, т.е. производство осуществляется наиболее эффективным способом.
В качестве недостатков называют ограниченную возможность использования технических новшеств малыми по размеру предприятиями.