double arrow

Административное установление цен и его последствия

Рыночное равновесие. Равновесная цена и равновесное количество.

Предложение. Закон предложения. Факторы предложения.

Спрос. Закон спроса. Факторы спроса.

Спрос – это потребность, но не абсолютная, а обеспеченная деньгами. Спрос можно определить как планы, намерения покупателя. Спрос показывает то количество товара, которое потребитель готов и в состоянии купить по некоторой цене, при этом чем выше цена, тем приобретут данного товара меньше.

Между ценой и величиной спроса существует обратная связь и составляет сущность закона спроса и предложения.

Кривая спроса может перемещаться по графическому полю либо влево, либо вправо. Причиной тому служит изменение цены. Сам же спрос изменяется под влиянием неценовых факторов, среди которых:

1) вкусы и предпочтения потребителей

2) число потребителей на рынке

3) доходы потребителей

4) цены на сопряженные товары

5) ожидание потребителя относительно изменения цен и доходов в будущем.

Предложение – это продукт, который находится на рынке или может быть доставлен на него.

Предложение показывает то количество товара, которое производитель готов и в состоянии произвести и предложить к продаже на рынке по некоторой цене при этом чем выше цена, тем предложат данного продукта больше и наоборот. Между ценой и величиной предложения существует прямая связь. Данная связь и составляет сущность закона предложения.

Графически эта связь выглядит в виде восходящей кривой, которая называется кривой предложения, которая может перемещаться. Само же предложение изменяется под влиянием неценовых факторов, среди них:

6. цены на ресурсы

7. применяемые технологии

8. налоги и дотации

9. ожидания производителей относительно повышения цен в будущем

10. число производителей данного товара на рынке.

Зависимость объема предложения от определяющих его факторов называется функцией предложения

Функция предложения может задаваться тремя способами:

а) табличным

б) графически

в) аналитически

Производитель, не желая оказаться в ситуации нереализованной продукции, вынужден идти на понижение цены. Потребитель, не желая оказаться в ситуации дефицитного рынка, вынужден идти на повышение цены. В результате на рынке устанавливается цена, которая устраивает и продавца, и покупателя. Это так называемая равновесная цена, то есть это цена, при которой спрос предложение равны, а количество спрашиваемого и предлагаемого по этой цене продукта называется равновесным количеством.

Цена в условиях рыночной экономики формируется механизмом спроса и предложения. Однако правительство в отдельные периоды времени считает, что рыночный механизм формирует либо несправедливо высокие цены для покупателей, либо несправедливо низкие цены для продавцов. Поэтому оно вмешивается в процесс ценообразования, устанавливая либо потолки цен, либо нижний уровень цен.

Потолок цены – это максимальная, законодательно установленная цена, которую продавцу разрешается запрашивать за свой товар.

Потолок цены устанавливается в тех случаях, когда правительство проявляет заботу о потребителях, полагая, что не каждый в состоянии купить товар по рыночной цене.

Результатом установления потолка является устойчивое появление дефицита данного товара на рынке.

Нижний уровень цены – это законодательно установленная минимальная цена. Она, как правило, выше равновесной цены.

Нижний уровень устанавливается в тех случаях, когда правительство проявляет заботу о производителях, считая, что рыночная цена не обеспечивает им достаточного дохода. В результате устойчивого нижнего уровня образуется устойчивый избыток данного товара на рынке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: