Кривые безразличия, кривая «цена—потребление», кривая «доход-потребление» и кривая Энгеля

Кривая спроса. На основе кривых безразличия и бюджетных огра­ничений можно вывести обычную кривую спроса. На рис. 1 изоб­ражено, как поворачивается бюджетная линия, меняя свой наклон, в результате понижения цены товара X с Р1 до Р4. Каждая из соот­ветствующих бюджетных линий касается особенной кривой безраз­личия. В каждом случае рациональный выбор потребителя представ­лен иным набором товаров Х и Y.

Рис. 1. Построение кривой спроса на товарXна основе кривых безразличия и бюджетных линий Рис.2. Кривая «цена—потребление» Пусть зафиксированные уровни цены товара X равны P1, P2, P3, Р4. Отметим оптимальные количества потребления товара Х для каж­дого из указанных уровней цены. Соотнеся эти объемы спроса с ценами на товар Х, получим четыре точки на нижнем графическом поле. Эти точки принадлежат кривой спроса на товар X. Таким об­разом, оба указанных на рис. 1 графика взаимосвязаны и по-разному освещают изменение цен на товар и соответствующее из­менение характера потребления. Кривая «цена—потребление». Мы убедились, что при изменении цены одного из двух товаров меняется поведение потребителя. Этот процесс может быть проиллюстрирован при помощи так называе­мой кривой «цена—потребление». На рис. 2 изображены кривые безразличия I1, I2, I3, I4. Также отмечены повороты бюджетной линии в соответствии с изменени­ем цены товара X. Каждая бюджетная линия имеет свою собствен­ную точку касания с определенной кривой безразличия. Это точки А, В, С и D. Каждая точка касания характеризует оптимальный вы­бор потребителя, наиболее рациональную комбинацию двух това­ров (структуру потребления), которая при данном уровне дохода и при данных уровнях товарных цен максимизирует полезность по­требителя. Соединив точки рационального выбора А, В, С, D, по­лучим кривую, называемую кривой «цена—потребление» (рис. 2). Кривая «цена—потребление» показывает, как меняется опти­мальный уровень потребления двух товаров при изменении цены одного из них.

Графическое отображение эффекта дохода и эффекта замещения. Поведение потребителя непосредственно зависит от категории по­требляемого товара. Рассмотрим так называемый нормальный то­вар. На рис. 3 изображена ситуация, при которой цена на нор­мальный товар X поднялась, следовательно, бюджетная линия сде­лала поворот от В1 к В2

Рис. 3. Эффекты дохода и замещения при повышении цены нормального товара X Рис. 4. Эффект дохода и эффект замещения при изменении цены товара X — низшего класса

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: