Потребительский выбор и бюджетные ограничения

Связь закона убывающей предельной полезности со спросом и эластичностью

1. Чтобы повысить спрос производителю необходимо снизить цену. → Кривая спроса нисходящая. Зачем покупать два гамбургера если можно купить за эту же цену один гамбургер и одну колу.

2. Если предельная полезность потребляемого продукта резко падает, то спрос окажется совершенно неэластичным, ип наоборот, умеренное сокращение предельной полезности по мере увеличения потребления предполагает эластичный спрос.

ТЕОРИЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Потребитель в рыночной экономике при выборе товаров и услуг руководствуется:

1. Разумным поведением. Потребитель – это человек разумный, который пытается так распорядиться своим денежным доходом, чтобы извлечь из него наибольшее удовлетворение, или полезность, те получит за свои деньги как можно больше товаров и услуг, или пользуясь специальной терминологией, максимизировать совокупную полезность.

2. Предпочтениями. Потребитель имеет достаточно отчетливую систему предпочтений товаров и услуг, предлагаемых на рынке. Мы исходим из того, что покупатели прекрасно представляют себе, какую именно предельную полезность они извлекут из каждой последующей единицы различных продуктов, которые они надумают приобрести.

3. Бюджетным ограничением. В каждый момент времени денежный доход имеет ограниченную величину.

4. Ценами на товары и услуги. У всех товаров и услуг есть своя цена и потребителю приходится идти на компромиссы.

Согласно теории поведения потребителей, при ограниченном денежном доходе и данных товарных ценах потребители делают разумный выбор, исходя из вполне определенных предпочтений.

Типичный потребитель является разумным человеком и действует в соответствии с достаточно четко определенными предпочтениями. Поскольку величина дохода ограниченна, а товары имеют определенные цены, потребитель не в состоянии купить все те товары и услуги, которые ему бы хотелось. Следовательно, потребителю приходится подбирать такую достижимую для него комбинацию товаров и услуг, которая максимизировала бы удовлетворение его потребностей, или извлекаемую им полезность.

Правило максимизации полезности.

Полезность для потребителя окажется максимальной, если его денежный доход будет распределен таким образом, чтобы последний рубль, затраченный на приобретение каждого продукта, приносил бы одинаковую добавочную (предельную) полезность или удовлетворение.

Иными словами, потребители максимизируют полезность, распределяя свой денежный доход, таким образом, чтобы предельная полезность в расчете на один рубль, затраченный на приобретение каждого продукта, имела одинаковую величину.

На языке алгебры правило максимизации полезности выполняется, если:

(ПП продукта А ÷ Цену продукта А) = (ПП продукта Б ÷ Цену продукта Б)

При этом доход потребителя должен быть израсходован полностью.

Числовой пример процесса принятия решения.

Для простаты анализа ограничимся рассмотрением всего двух продуктов А и Б, хотя эти рассуждения легко применимы к любому количеству товаров. Чтобы добавочные полезности продуктов (А и Б), продаваемых по различным ценам, были сопоставимы между собой, необходимо рассматривать предельные полезности в расчете на один затраченный рубль.

Таблица 1. Комбинация продуктов А и Б, максимизирующая полезность при доходе в 10 руб.

Единицы продукта Продукт А цена = 1 руб. Продукт Б цена = 2 руб.
Предельная полезность в утилах Предельная полезность в расчете на 1 руб. ПП / цена Предельная полезность в утилах Предельная полезность в расчете на 1 руб. ПП / цена
         
         
         
         
         
         
         
         

Здесь предполагается, что предельная полезность дополнительной единицы каждого из двух продуктов не зависит от количества другого продукта. Шкала предельных полезностей продукта А не зависит от количества продукта Б, приобретаемого потребителем.

Таблица 2. Последовательность покупок в процессе достижения потребительского равновесия

Выбор покупателя Предельная полезность в расчете на 1 руб. Решение покупателя Остаток дохода
  Первая единица А   ---- 10 руб. – 2 руб. = 8 руб.
Первая единица Б   Первая единица Б за 2 руб.
  Первая единица А   Первая единица А за 1 руб. 8 руб. – 3 руб. = 5 руб.
Вторая единица Б   Вторая единица Б за 2 ру.
  Вторая единица А   ---- 5 руб. – 2 руб. = 3 руб.
Третья единица Б   Третья единица Б за 2 руб.
  Вторая единица А   Вторая единица А за 1 руб. 3 руб. – 3 руб. = 0 руб.
Четвертая единица Б   Четвертая единица Б за 2 руб.

Комбинация товаров, максимизирующая полезность, доступная потребителю, представляет собой две единицы продукта А и четыре единицы продукта Б. Суммируя показатели предельной полезности, представленные в столбцах (2 и 4), мы обнаружим, что потребитель извлекает 18 (10 + 8) утилов удовлетворения из двух единиц продукта А и 78 (24+20+18+16) утилов удовлетворения из четырех единиц продукта Б. Совокупная полезность составляет 96 (18 + 78) утилов. Максимальная полезность составляет 96 утилов (2 ед. продукта А + 4 ед. продукта Б)

Данная комбинация продуктов А и Б позволяет потребителю оптимальным образом потратить имеющийся у него доход в 10 рублей и получить максимальную полезность.

Вопрос 2.

Лучше понять поведение потребителей и потребительское равновесие позволяют бюджетные линии и кривые безразличия.

Бюджетная линия показывает различные комбинации двух продуктов, которые могут быть приобретены при данной величине денежного дохода и данных ценах на продукты (рис. 2).

Свойства бюджетной линии.

1. Изменение дохода. Расположение бюджетной линии зависит от величины денежного дохода. Увеличение денежного дохода приводит к смещению бюджетной линии вправо. Уменьшение денежного дохода смещает его влево.

2. Изменение цены продукта также приводит к сдвигу бюджетной линии. Снижение цен обоих продуктов, эквивалентно увеличению реального дохода, смещает кривую вправо. Рост цен обоих продуктов приводит к смещению кривой влево.

Наклон бюджетной линии зависит от отношения цены товара Б к цене товара А, точнее говоря, абсолютная крутизна наклона равна Рб / Ра (цена товара Б / цена товара А), (1 дол. / 1,5 дол. = 2 / 3). Это математический способ выражения того факта, что потребителю придется воздержаться от приобретения двух единиц продукта А, чтобы получить 3 доллара необходимые для покупки трех единиц продукта Б. Перемещение вниз по бюджетной линии требует отказа от двух единиц продукта А для приобретения трех единиц продукта Б. Это дает наклон, равный 2/3.

Таблица 3. Бюджетная линия: Комбинация продуктов А и Б, доступные покупателю с доходом в 12 долларов

Количество единиц продукта А цена = 1,5 дол. Количество единиц продукта Б цена = 1 дол. Совокупные расходы в долларах
    12 = (12 + 0)
    12 = (9 + 3)
    12 = (6 + 6)
    12 = (3 + 9)
    12 = (0 + 12)
  Рис. 2 Бюджетная линия потребителя.   Рис. 5. Равновесное положение потребителя

Кривые безразличия.

Если бюджетные линии отражают «объективные» рыночные показатели величины дохода и цен, то кривые безразличия воплощают в себе «субъективную» информацию о предпочтениях, отдаваемых потребителем продукту А или продукту Б.

Кривая безразличия демонстрирует все возможные комбинации продуктов А и Б, дающие потребителю равные объемы удовлетворения потребности, или полезности.

Каждая точка на кривой безразличия представляет одну из комбинаций продуктов А и Б, в равной мере удовлетворяющих потребителя, то есть каждая такая комбинация продуктов А и Б обладает одинаковой совокупной полезностью.

Рис. 3. Кривая потребительского безразличия. Рис. 4. Карта безразличия.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: