Поведение потребителя при изменении дохода

Рис. 3. Эффекты дохода и замещения при повышении цены нормального товара X

Точка оптимального потребления передвинулась с f до h. Часть этого сдвига обусловлена эффектом замещения, часть — эффектом дохода. Можно ли графически различить эти два эффекта? Да, можно. Для этого проведем пунктиром новую бюджетную линию (B) та­ким образом, чтобы она была параллельна В2, но при этом явля­лась касательной к кривой безразличия I1. Будучи параллельной кривой B2 она выражает новое ценовое соотношение двух товаров. Будучи касательной к той же самой кривой безразличия, она по­зволяет потребителю получить то же количество полезности, что и ранее. Поскольку в данном случае потребитель ничего не теряет и его реальный доход в точке g остается прежним, данное изменение потребления товара X (от точки Х1 до точки Х2) не является эффек­том дохода. Здесь в чистом виде отображен эффект замещения в силу относительного удорожания товара X.

Между тем в действительности бюджетная линия передвинулась не в положение В, а в положение В2. В результате точка оптимума потребителя (точка его рационального выбора) находится теперь на кривой безразличия I2 — это точка h. Реальный доход потребите­ля при этом сократился, так как данная кривая находится ближе к началу координат, чем прежняя. Обусловленное этим изменение в объеме потребления товара X есть не что иное, как эффект дохода, равный разности Х2 и Х3.

Обратим внимание, что в случае нормального товара эффект дохода и эффект замещения имеют одинаковую направленность и усиливают действие друг друга. Обычно оба эффекта имеют отри­цательный знак (т.е. по мере роста цены товара его потребление сокращается, что соответствует закону спроса). При этом, чем силь­нее выражено действие этих эффектов, тем выше ценовая эластич­ность спроса на продукт X.

Рассмотрим теперь ситуацию, когда товар X является товаром низшего класса (рис. 4).

Как и на рис. 3, сделаем дополнительные построения: прове­дем бюджетную линию параллельно В2 и касательно к той же кривой безразличия I1. Рассуждая аналогично, отметим, что эффект замещения выражается в движении вдоль исходной кривой безраз­личия от точки f до точки g. Эффект замещения будет отрицатель­ным: потребление товара X сокращается с Х1 до X2, поскольку он вытесняется относительно более дешевыми товарами.

Что же касается эффекта дохода, то для товара низшего класса он будет положительным: потребление такого товара возрастает с Х2 до Х3 в силу снижения реального дохода. Эффект дохода иллюс­трируется перемещением из точки g в точку h, что соответствует увеличению потребления товара X с Х2 до Х3.

Теоретически невозможно предсказать, какой из двух эффектов будет больше. Здравый смысл и житейский опыт подсказывают, что эффект замещения должен быть больше и в конечном итоге повышение цены товара вызовет сокращение его потребления.

Однако, по крайней мере гипотетически, можно предугадать и вариант, при котором эффект дохода окажется выше эффекта за­мещения. Таковой будет ситуация с так называемым товаром Гиффена. Подобный гипертрофированный эффект дохода можно объяс­нить, в частности, низким уровнем дохода и большой долей дан­ного товара в совокупном потреблении отдельного домохозяйства. В этом случае повышение цены товара может сопровождаться рос­том его потребления. Бесспорно, однако, что на практике такие ситуации встречаются крайне редко.

Увеличение дохода графически отображается в параллельном перемещении бюджет­ной линии вправо от начала координат. При этом новая бюджетная линия выступит касательной по отношению уже к иной кривой безразличии, отстоящей далее от начала координат и отвечающей большей совокупной полезности. Новая точка касания продемон­стрирует изменения в потреблении в связи с ростом дохода. Если рассмотреть несколько уровней дохода и определить соответствующие им точки оптимального выбора потребителя, то линия, соединяющая эти точки, будет кривой, именуемой «доход-потребление» (рис. 5).

Рис. 5. Кривая «доход-потребление» Рис. 6.Кривая «доход—потребление» для товара Xнизшего класса   Рис. 7. Кривая «доход-потребление» и кривая Энгеля Кривая Энгеля показывает, как меняется количество потребля­емого продукта при различных уровнях дохода. Кривая Энгеля так­же может иметь разные формы в зависимости от категории товара. Для нормальных товаров наклон кривой обычно положительный, для товаров низшего класса — отрицательный.

Кривая «доход-потребление» будет иметь различный наклон в зависимости от класса товара. Для нормальных товаров область до­пустимых перемещений точки потребительского выбора распола­гается в пределах прямоугольного треугольника ABC, образуемого перпендикулярами, выходящими из прежней точки равновесия, и новой бюджетной линией (рис. 5). Если же один из товаров — товар низшей категории, то кривая «доход—потребление» пересе­чет новую бюджетную линию за пределами указанного треугольни­ка (рис. 6).

В данном случае кривая «доход—потребление» будет отклонять­ся назад, поскольку с ростом доходов обычно сокращается потреб­ление товаров низшей категории (кривая будет «возвращаться» к началу координат) и возрастает потребление нормальных товаров (кривая поднимется вверх относительно вертикальной оси Y).

На основе кривой «доход—потребление» можно вывести так на­зываемую кривую Энгеля (рис. 7).

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ:

1. Какие факторы определяют выбор потребителя?

2. В чем заключается рациональность поведения потребителя? Как это влияет на спрос?

3. В чем коренное отличие ординалистского и кардиналистского подходов в теории потребительского выбора? В чем их сходство?

4. Назовите свойства кривых безразличия. Что такое предельная норма замены?

5. Что представляет собой бюджетное пространство? Как оно используется субъектом, осуществляющим потребительский выбор? Под воздействием каких факторов оно изменяется?

6. Что представляют из себя такие явления, как «эффект замены и эффект дохода»?

7. Как влияют изменения цен и доходов на поведение потребителя. Что такое «парадокс Гиффена»?

ЛИТЕРАТУРА

1. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учеб. для студ. вузов.- М.: Юрайт-М, 2002. – 384с.

2. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Курс лекций для студентов вузов.-М.: Юрайт, 1999.-478с.: ил.

3. Емцов Р.Г., Лукин М.Ю. Микроэкономика: Учебник / Под общ. ред. А.В. Сидоровича. 2-е изд. – М.: Дело и Сервис, 1999. – 320с.

4. Курс экономики: Учебник для студ. вузов / Под ред. Б.А. Рейзберга. – 4-е изд., доп. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 672 с.

5. Экономическая теория. Микроэкономика – 1.2: учебник (Под общ. Ред. проф., д-ра экон. наук Г.П. Журавлевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006 – 934 с.

6. Экономика: Учебник для вузов/ Под ред. А.С. Булатова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Экономистъ, 2004. – 896 с.

7. Экономика: Учебник / А.С. Булатов, В.Б. Супян, Л.П. Посадский и др. Под ред. А.С. Булатова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Экономист, 2003. – 896 с.

8. Экономическая теория: Учебник для вузов /А.И. Грязнова, Т.В. Чечелева, Т.Б. Бурменко и др.; Под ред. А.Г. Грязновой, Т.В. Чечелевой; фин. акад. при прав-ве Р.Ф, – М.ЭКЗАМЕН, 2003. – 592 с.

9. Экономическая теория: учебник для вузов/ под ред. А.И. Добрынина, Л.С. тарасевича. – 3-е изд., доп. и испр. – СПб.: Питер, 2006. – 544 с.

10. Экономическая теория: Учебник для вузов / Под ред. В.Д. Камаева – 10-е изд., перераб. и доп. – М.: Владос, 2003. – 592с.

11. Экономическая теория: Учебник/ Под общ. ред. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л. С. Тарсевича, Санкт-Петербург. Гос. Ун-т экономики и финансов. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 714 с.: ил.

12. Экономическая теория: Учебник / Под ред В.Д. Камаева, Е.Н. лобачевой; МГТУ им. Н.Э. Баумана. М.: Юрайт, 2005. – 557 с.

13. Экономическая теория (политэкономия): Учебник/Под общ. Ред. Акад. В.И. Видяпина, акад. Г.П. Журавлевой. – 4-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 640 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: