Парадокс «бриллианты – вода» рассмотреть самостоятельно

Основные положения теории потребительского выбора.

Продукт обладает полезностью, если он в состоянии удовлетворять те или иные потребности. Полезность – это способность удовлетворять потребности. Полезность блага – это выгода или удовлетворение, которое человек получает от потребления товара или услуги.

«Полезность» и «польза» – это не синонимы. Примеры. Картина Пикассо с практической точки зрения совершенно бесполезна, однако для знатоков и ценителей искусства она обладает огромной полезностью.

Полезность понятие субъективное. Полезность одного и того же конкретного продукта для разных людей совершенно различна. Пример. Очки для тех у кого нарушено зрение обладают огромной полезностью и совершенно бесполезны для тех у кого 100% зрение.

Полезность трудно оценит количественно. Представители кардиналистской (количественной) теории предельной полезности – Карел Менгер, Уильям Джевонс, Леон Вальрас, Фридрих фон Визер, предложили измерять полезность блага в условных единица – утилях (Utility – латинское слово - полезность).

Необходимо также различать совокупную и предельную полезность.

Совокупная полезность TU(Q) (Total Utility) – это общее удовлетворение или удовольствие, которое получает человек от потребления конкретного количества товара или услуги.

Предельная полезность MU (Marginal Utility) – это добавочное удовлетворение, извлекаемое потребителем из дополнительной единицы этого продукта. Термин предельная полезность был введен в экономическую науку Фридрихом фон Визером через 25 лет после того как Герман Генрих Госсен уже сформулировал два своих закона.

Первый закон Госсена – закон насыщения потребности как раз и характеризует закон убывающей предельной полезности.

Второй закон Госсена – закон выравнивания предельных полезностей есть не что иное, как закон (правило) максимизации полезности.

Другими словами, предельная полезность – это изменение совокупной полезности, вызванное потреблением еще одной единицы продукта.

Поведение потребителей объясняется эффектом дохода и эффектом замещения, а также законом убывающей предельной полезности.

Эффект дохода заключается в том, что снижение цены продукта позволяет потребителю купить большее его количество при неизменной величине денежного дохода.

Эффект замещения указывает на то, что снижение цены продукта делает его относительно более привлекательным и, таким образом, усиливает склонность потребителя к замещению им других продуктов.

Эффекты дохода и замещения дополняют друг друга, обусловливая способность и желание потребителя покупать большее количество определенного товара по низкой цене, чем по высокой.

Закон убывающей предельной полезности гласит, что, начиная с определенного момента, дополнительные единицы каждого продукта будут приносить потребителю постоянно уменьшающееся добавочное удовлетворение. Сформулировал его также через 25 лет Уильям Стенли Джевонс после того как свои два закона открыл Г. Госсен.

Рис. 1. Совокупная и предельная полезность
    На рис. 1а. мы видим, что с потреблением все большего количества продукта совокупная полезность растет, но замедляющимися темпами, затем достигает максимальной величины и после этого начинает сокращаться. Предельная полезность (рис. 1б.) по мере роста потребления сокращается, затем в точке, где совокупная полезность достигает максимального значения, становится равной нулю, а с уменьшением совокупной полезности приобретает отрицательное значение.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: