Классификация цен.
Цены можно классифицировать по следующим признакам:
1) по характеру обслуживаемого оборота:
оптовые цены, по которым предприятие реализует свою продукцию другим предприятиям и сбытовым организациям
закупочные цены, по которым производители сельскохозяйственной продукции реализует ее фирмам и предприятиям (молоко, мясо, лен и т.д.)
розничные цены
цены на строительную продукцию (1 м2)
тарифы на грузовые и пассажирские перевозки
тарифы на платные услуги населению (коммунальные услуги)
цены внешнеторгового оборота (цены в валютах)
Все эти цены рассчитываются на основе себестоимости и включают в себя ряд элементов:
Оптовая цена предприятия = себестоимость + прибыль + НДС + акциз
+ наценка сбытовой организации
оптовая рыночная цена
+ торговая наценка
розничная цена
2) в зависимости от сферы регулирования:
свободные
монопольные цены
договорно-контрактные
регулируемые цены
3) в зависимости от территории:
единые или поясные
|
|
региональные
4) по времени действия:
твердые
текущие (цены этого периода)
сезонные
скользящие (с дисконтными картами)
5) цены, используемые в статистике:
текущие
средние
сопоставимые
Политика ценообразования на предприятии.
В условиях рынка цена является одним из важнейших показателей, существенно влияющих на финансовое положение предприятия. Поэтому, рассчитывая цену, предприниматели стремятся к тому, чтобы она была оптимальной с точки зрения соответствия интересам собственника и рынка.
Выбор политики цен основан на оценке приоритетов деятельности предприятия и меняется в зависимости от ситуации на рынке. Выбор предприятием возможного изменения исходной цены товара в условиях рынка, наилучшим образом соответствующей цели предприятия, называется стратегией ценообразования.
Существует много типовых стратегий:
1) сохранение стабильного положения на рынке при умеренной рентабельности
2) получение сверхприбыли
время
3) вытеснение конкурентов
4) обеспечение выживания и предотвращение банкротства
5) внедрение на рынке новой продукции
время
Цены на предприятии можно рассчитывать разными методами:
Он основан на себестоимости продукции, цена при этом рассчитывается по формуле:
Ц = с/с + (с/с*R)/100
где Ц – цена
с/с – себестоимость
R – рентабельность
Достоинствами этого метода является простота расчета для производителя и то, что если этот метод будут использовать все производители, то ценовая конкуренция будет минимальной.
Недостатки этого метода:
- он не связан со спросом
- не учитывает качество товара
|
|
Такой метод применяют при установлении цены на новую продукцию, в отраслях, где большинство пользуется этим методом и в условиях дефицита.