Изменение прибыли, в зависимости от себестоимости

Изменение прибыли, в зависимости от цены

Изменение прибыли, в зависимости от объема реализации

Параметрический метод

Метод целевой прибыли.

Заключается в том, что предприятие ставит перед собой цель – получить конкретную величину прибыли, а затем рассчитывает при каком уровне цены оно может эту прибыль получить.

Его суть в том, что цена определяется группой экспертов, которые оценивают потребительские качества товара по отдельным параметрам, сравнивая их с образцом – эталоном.

Прибыль как экономическая категория.

Остаток дохода за минусом затрат называется валовой прибылью.

Чистая прибыль получается после уплаты налогов.

Как экономическая категория прибыль отражает чистый доход, полученный в сфере материального производства, и выполняет следующие функции:

1) характеризует экономический эффект

2) является основой финансовых ресурсов предприятия

3) является источником формирования бюджета

Прибыль на предприятии может быть получена из разных источников:

1) прибыль от реализации продукции

Пр = (Ц - с/с)*Vр

где Пр – прибыль от реализации продукции

Ц – цена

с/с – себестоимость

Vр – объем реализации

2) прибыль от прочей реализации, т.е. от продажи основных фондов и другого имущества предприятия

3) прибыль от внереализационных операций (аренда, плата по ценным бумагам (дивиденды и т.д.) и т.д.)

Суммарная величина прибыли из всех источников называется балансовой прибылью.

Пб = Пр + Ппр + Пвн

где Пб – балансовая прибыль

Ппр – прибыль от прочей реализации

Пвн – внереализационная прибыль

На величину прибыли влияют внешние и внутренние факторы. К внешним факторам относятся политика государства, экономика, инфляция и т.д. Эти факторы от предприятия не зависят. Зависят от предприятия внутренние факторы: объем реализации, себестоимость продукции, цена.

Поэтому предприятие планирует изменение прибыли, в зависимости от этих факторов:

∆Пv = (Vпл - Vотч)*Потч 1

где ∆Пv – изменение прибыли, в зависимости от объема реализации

Vпл, отч – объем плановый, отчетный

Потч 1 – прибыль отчетного года в расчете на 1 единицу продукции

∆Пц = (Цпл – Цотч)* Vпл

где ∆Пц – изменение прибыли, в зависимости от цены

Цпл, отч – цена плановая, отчетная

∆Пс/с = (с/сотч – с/спл)* Vпл

где ∆Пс/с - изменение прибыли, в зависимости от себестоимости

с/сотч, пл – себестоимость плановая, отчетная

Общее изменение прибыли, в зависимости от всех факторов определяется, как алгебраическая сумма:

∆Побщ = +- ∆Пv +- ∆Пц +- ∆Пс/с

Рентабельность как экономическая категория.

Рентабельность – это относительный показатель, который используется для оценки уровня эффективности работы.

Рентабельность характеризует степень доходности, выгодности и прибыльности.

Показатели рентабельности позволяют оценить, какую прибыль получает предприятие с каждого рубля средств, вложенных в активы.

Можно рассчитать оценочные показатели рентабельности и показатели, на основе которых можно оценить уровень эффективности работы всего предприятия.

Рентабельность можно рассчитать по формулам:

R = П / З*100, %

где R – рентабельность

П – прибыль

З - затраты

Rобщ = Пб / (Фср.г. + Фоб) * 100, %

где Rобщ – общая рентабельность

Повышение уровня рентабельности может быть достигнуто за счет увеличения прибыльности и более эффективного использования основных и оборотных средств.

На величину прибыли предприятия большое значение оказывает себестоимость продукции. Поэтому для повышения рентабельности нужно добиваться ее снижения. Эффективность использования фондов предприятия предполагает повышение производительности подвижного состава, реализацию ненужного оборудования и сокращения потребных оборотных средств.

Решение задач.

Задача № 4.1.

1200 единиц продукции формировались, исходя из следующего:

заработная плата – 23000 руб.

сырье и материалы – 30000 руб.

здания и сооружения – 300000 руб.

оборудование – 125000 руб.

Продана вся продукция по цене 120 руб.

Норма амортизации зданий и соорсжений=5$

Срок службы оборудования - 5 лет

Определить прибыль до уплаты налогов и рентабельность.

Решение:

На обор. = 100 % / 5 = 20 %

Затраты = 300000*0,05 + 125000*0,2 + 30000 + 23000 = 93000 (руб.)

Прибыль = 1200*120 – 93000 = 51000 (руб.)

П = Д – З

Д = 1200*120 = 144000 (руб.)

R = П / З*100

R = 51000 / 93000 * 100 = 55 (%)

Задача № 4.2.

Рассчитать прибыль от перевозок.

Дано:

Vп = 138000 т

Зп = 4800000 руб.

R = 20%

Решение:

Пр = (Т – с/с)* Vп

с/с = Зп / Vп

Т = с/с + (с/с*R)/100

c/c = 4800/138 = 35 (руб.)

Т = 35 + (35*20)/100 = 42 (руб.)

Пр = (42 – 35)*138 = 966 (тыс.руб.)

Ответ: прибыль от перевозок 966000 руб.

Задача № 4.3.

Тп =?

Пп =?

Дано:

Vп = 160700 т = 160,7 тыс.т.

Зп = 4982 тыс.руб.

R = 24%

Решение:

Пр = (Т – с/с)* Vп

Т = с/с + (с/с*R)/100

с/с = З/ Vп

с/с = 4982/160,7 = 31 (руб.)

Т = 31 + (31*24)/100 = 38,44 (руб.)

Пр = (38,44 – 31)*160,7 = 1195,6 (тыс.руб.)

Задача № 4.4.

Дано:

Дпер = 10300 тыс.руб.

Зпер = 7020 тыс.руб.

Ппр.работ = 92 тыс.руб.

Пвн = 12,6 тыс.руб.

Фср.г. = 11200 тыс.руб.

Фоб = 3020 тыс.руб.

Найти: Ппер =? Пб =? Rобщ =?

Решение:

Ппер = Дпер – Зпер

Пб = Ппер + Ппр + Пвн

Rобщ = Пб / (Фср.г. + Фоб) *100%

Ппер = 10300 – 7020 = 3280 (тыс.руб.)

Пб = 3280 + 92 + 12,6 = 3384,6 (тыс.руб.)

Rобщ = 3384,6 / (11200 + 3020) *100 = 24 (%)

Ответ: Ппер = 3280 тыс.руб., Пб = 3384,6 тыс.руб., Rобщ = 24 %

Задача № 4.7.

Дано:

Отчет 1999 План 2000

Vпер (тыс.т.) 120 95

Тпер (руб.) 12 16

с/спер (руб.) 10 8

∆Побщ =?

Решение:

Пр = (Ц – с/с)* Vр

Пр.отч. = (12 – 10)*120 = 240 (тыс.руб.)

Пр.план. = (16 – 8)*95 = 760 (тыс.руб.)

∆Побщ = Пр.план. – Пр.отч. = 760 – 240 = 520 (тыс.руб.)

∆Пv = (Vпл - Vотч)*Потч 1 = (95 – 120)*(12 – 10) = (-25)*2 = -50 (тыс.руб.)

∆Пц = (Цпл – Цотч)* Vпл = (16 – 12)*95 = 380 (тыс.руб.)

∆Пс/с = (с/сотч – с/спл)* Vпл = (10 – 8)*95 = 190 (тыс.руб.)

∆Побщ = +- ∆Пv +- ∆Пц +- ∆Пс/с = -50 + 380 + 190 = 520 (тыс.руб.)

Ответ: ∆Побщ = 520 тыс.руб.

Задача № 4.8.

Дано:

Отчет План

Vпер (тыс.т.) 175 180

Тпер (руб.) 30 32

с/с пер (руб.) 24 29

∆Побщ =?

Решение:

Пр = (Ц – с/с)* Vпер

П р. отч. = (30 – 24) * 175 = 1050 (тыс.руб.)

П р.пл. = (32 – 29) * 180 = 540 (тыс.руб.)

∆Пр = П р. пл. – П р. отч. = 540 – 1050 = - 510 (тыс.руб.)

∆Пv = (Vпл - Vотч)*Потч 1 = (180 – 175) * 6 = 30 (тыс.руб.)

∆Пц = (Цпл – Цотч)* Vпл = (32 – 30) * 180 = 360 (тыс.руб.)

∆Пс/с = (с/сотч – с/спл)* Vпл = (24 – 29) * 180 = - 900 (тыс.руб.)

∆Побщ = +- ∆Пv +- ∆Пц +- ∆Пс/с = 30 + 360 – 900 = - 510 (тыс.руб.)

Ответ: ∆Побщ = - 510 тыс.руб.

Задача № 4.10.

Отчет План

Vпер (тыс.т.) 150 170

Тпер (руб.) 18 21

с/с пер (руб.) 16 17

∆Побщ =?

Решение:

Пр = (Ц – с/с)* Vпер

П р. отч. = (18 – 16) * 150 = 300 (тыс.руб.)

П р.пл. = (21 – 17) * 170 = 680 (тыс.руб.)

∆Пр = П р. пл. – П р. отч. = 680 – 300 = 380 (тыс.руб.)

∆Пv = (Vпл - Vотч)*Потч 1 = (170 – 150) * (18 – 16) = 20 * 2 = 40 (тыс.руб.)

∆Пц = (Цпл – Цотч)* Vпл = (21 – 18) * 170 = 3 * 170 = 510 (тыс.руб.)

∆Пс/с = (с/сотч – с/спл)* Vпл = (16 – 17) * 170 = - 170 (тыс.руб.)

∆Побщ = +- ∆Пv +- ∆Пц +- ∆Пс/с = 40 + 510 – 170 = 380 (тыс.руб.)

Ответ: ∆Побщ = 380 тыс.руб.

Задача:

Показатели План Факт Выполнение
абс. отн.
ΣД (тыс.руб.)     + 1200 + 8,5
Фоб (тыс. руб.) 933,6 992,9 + 59,3 + 6,4
Коб (об.) 15,2 15,5 + 0,3 + 1,97
Тоб (дни) 23,7 23,2 - 0,5 - 2,1

Решение:

Коб = ΣД / Фоб, следовательно Фоб = ΣД / Коб = 14190 / 15,2 = 934 (тыс.руб.)

Тоб = Тк / Коб = 360 / 15,2 = 23,7 (дн.)

Абс. откл. = Факт – План

ΣДфакт = Абс. откл. + ΣДпл. = 1200 + 14190 = 15390 (тыс.руб.)

Тоб. Факт = - 0,5 + 23,7 = 23,2 (дн.)

Тоб = Тк / Коб, следовательно Коб. факт = Тк / Тоб. факт = 360 / 23,2 = 15,5 (об.)

Фоб. факт = ΣДфакт/Коб факт = 15390 / 15,5 = 992,9 (тыс.руб.)

Абс. откл.:

∆Фоб = Ф об. факт – Ф об. план = 992,9 – 933,6 = 59,3 (тыс.руб.)

∆Коб = 15,5 – 15,2 = 0,3 (об.)

Отн. откл.:

∆ ΣД = 15390 / 14190 * 100 – 100 = 8,5

∆Фоб = 992,9 / 933,6 * 100 – 100 = 6,4

∆ Коб = 15,5 / 15,2 * 100 – 100 = 1,97

∆ Тоб = 23,2 / 23,7 * 100 – 100 = - 2,1

Задача:

Дано:

Коб отч= 19,5 (об)

Коб план увеличился на 4%

Фоб отч = Фоб план = 920 (тыс.руб.)

∆Тоб за год =? ΣДотч =? ΣДплан =?

Решение:

Коб план =Коб отч * 1,04 = 19,5 * 1,04= 20,28 (об)

∆Тоб = - Тоб. отч + Тоб.план

Тоб. отч = Тк / К об отч.

Тоб отч = 360 / 19,5 = 18,5 (дн.)

Тоб. план = Тк / Коб. план

Тоб план = 360 / 20,28 = 17,8 (дн.)

∆Тоб = - 18,5 + 17,8 = - 0,7 (дн.)

Коб = ΣД / Фоб, следовательно ΣД = Коб * Фоб

ΣДотч = 19,5 * 920 = 17940 (тыс.руб.)

ΣДплан =20,28 * 920 = 18657,6 (тыс.руб.)

∆ ΣД = 18657,6 – 17940 = 717,6 (тыс.руб.)

Ответ: ∆Тоб = - 0,7 (дн.), ΣДотч = 17940 (тыс.руб.), ΣДплан = 18657,6 (тыс.руб.), ∆ ΣД = 717,6 (тыс.руб.).

Задача:

Дано:

ΣД = 18320 тыс.руб.

Фоб = 800 тыс.руб.

Коб =?

Кз =?

Тоб =?

На сколько ↓ Фоб,если Коб ↑ на 1,5 оборота

Решение:

Коб = ΣД / Фоб

Кз = Фоб / ΣД*100

Тоб = Тк / Коб

Коб = 18320 / 800 = 22,9 (об)

Кз = 800 / 18320 * 100 = 4,4 (коп)

Тоб = 360 / 22,9 = 15,7 (дн)

Коб′ = Коб+1,5 = 22,9 + 1,5 = 24,4 (об)

Коб′ = ΣД / Фоб′, следовательно Фоб′ = ΣД / Коб′

Фоб′ = 18320 / 24,4 = 750,8 (тыс.руб.)

∆Фоб = Фоб - Фоб′

∆Фоб = 800 – 750,8 = 49,2 (тыс.руб.)

Задача:

Зпер = 1066,1 тыс.руб.

Vпер = 128,5 т

R = 15 %

Тпер =? Дпер =? Ппер =?

Решение:

Ппер = ΣД – З

ΣД = Vпер * Т

Т = с/с + (с/с * R) / 100

с/с = З / Vпер

с/с = 1066,1 / 128,5 = 8,3 (тыс.руб.)

Т = 8,3 + (8,3 * 15) / 100 = 9,5 (тыс.руб.)

ΣД =128,5 * 9,5 = 1220,75 (тыс.руб.)

Ппер = 1220,75 – 1066,1 = 154,65 (тыс.руб.)

Задача:

ΣД = 14971 тыс.руб.

Фср. г. = 15001 тыс.руб.

Фоб = 1200 тыс.руб.

З = 14365 тыс.руб.

Vпер = 600 тыс.т.

R =? ФО =? Коб =? Тоб =?

П =? ФЕ =? Кз =?

∆П за счет ↓ с/с на 5 %

Решение:

ФО = Σ Д/Фср.г., ФЕ = Фср.г. / Σ Д, Rопф = Пб/Фср.г.*100%

ФО = 14971 / 15001 = 0,998 (руб.)

ФЕ = 15001 / 14971 = 1,002 (руб.)

Коб = ΣД / Фоб

Кз = Фоб / ΣД*100

Тоб = Тк / Коб

Коб = 14971 / 1200 = 12,5 (об)

Кз = 1200 / 14971 * 100 = 8 (коп)

Тоб = 360 / 12,5 = 28,8 (дн)

с/с = З / Vпер

с/с = 14365 / 600 = 23,9 (тыс.руб.)

П = Д – З

П = 14971 – 14365 = 606 (тыс.руб.)

с/с′ = с/с * 0,95 = 22,7 (тыс.руб.)

∆Пс/с = (с/сотч – с/спл)* Vпл = (23,9 – 22,7) * 600 = 720 (тыс.руб.)

R = 606 / 14365 * 100 = 4 (%)

Задача:

Плановые показатели:

А Б

Выпуск и реализация продукции, шт. 950 600

Ц, руб. 125 65

с/с, руб. 100 50

В течение года предприятие снизило с/сА на 5 %, с/сБ на 2,5 %. Цена осталась без изменений. Определить как изменилась фактическая рентабельность продукции по сравнению с плановой по всем изделиям.

Решение:

Ппл = (Ц – с/с) * Vр

Ппл = (125 – 100) * 950 + (65 – 50) * 600 = 32750 (руб.)

Зпл = 100 * 950 + 50 * 600 = 125000 (руб.)

R = 32750 / 125000 * 100 = 26,2 (%)

с/сА факт = 100 * 0,95 = 95 (руб.)

с/сБ факт = 50 * 0,975 = 48,8 (руб.)

Зфакт = 95 * 950 + 48,8 * 50 = 119530 (руб.)

Пфакт = (125 – 95) * 950 + (65 – 48,8) * 600 = 38220 (руб.)

Rфакт = 38220 / 119530 * 100 = 32 (%)

∆ R = 32 – 26,2 = 5,8 (%)

Ответ: ∆ R = 5,8 (%)


Сущность внутрифирменного планирования. Принципы планирования.

Планирование один из основных методов управления. Оно ориентируется на данные прошлого, но стремится определить и контролировать развитие организации в будущем. Эффективность планирования определяется следующими факторами:

1) правильностью определения спроса и предложения

2) выбором оптимальной технологии и организации производства

3) своевременным ресурсным обеспечением

4) величиной основного и оборотного капитала

Процесс планирования состоит из следующих этапов:

1) выработка общих целей хозяйствования

2) детализация и конкретизация целей для определенного этапа развития

3) определение путей и средств достижения целей

4) контроль

При процессе планирования на предприятии следует руководствоваться следующими принципами:

Непрерывность планирования. Т.е. на предприятии нужно разрабатывать долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные планы. Причем, среднесрочные планы необходимо систематически пересматривать и корректировать.

Научность. Планирование должно осуществляться на достоверной информации и научно проверенных фактах, в плане должны использоваться последние достижения науки и техники.

Нацеленность плана на рациональное использование всех ресурсов предприятия, на повышение эффективности производства и достижения максимальной прибыли.

Принцип ведущих звеньев. Всегда нужно выбирать ведущее звено, от которого зависит успех дела и стремится реализовать его в первую очередь.

Принцип взаимной увязки и координации. Планирование должно охватывать все звенья и производственные подразделения предприятия.

Система показателей планирования включает в себя:

1) количественные показатели, которые выражаются абсолютными величинами. К ним относятся: объем товарной, валовой продукции, численность работающих, прибыль, затраты.

2) качественные показатели – это относительные величины, которые выражают экономическую эффективность работы предприятия (ФО, R).

3) объемные показатели являются абсолютными величинами, которые характеризуют работу предприятия в целом. Например: объем производства, объем реализации.

4) удельные показатели – это отношение двух или нескольких показателей. Например: расход топлива в расчете на 1 т груза; затраты на 1 руб. дохода; фондовооруженность.

Все эти показатели можно исчислить разными методами: натуральным, условно-натуральным, трудовым и стоимостным.

По содержанию планирование можно классифицировать на:

стратегическое

оперативное

тактическое

Стратегическое планирование – это цели предприятия и стратегия их достижения на длительный период (до 10 лет).

Оперативное планирование – отвечает на вопрос что выпускать и сколько, на каком оборудовании какие ресурсы использовать.

Тактическое планирование – это создание определенных предпосылок.

По степени охвата планирование бывает:

общее

частное

По видам:

технико-экономическое

оперативно-производственное

Технико-экономическое – поиск новых решений и возможностей.

Оперативно-производственное – реализация возможностей и контроль.

По объектам планирование бывает:

производственное

планирование сбыта, финансов и кадров

По периоду:

текущее (от 1 месяца до 1 года)

перспективное (на срок до 5 лет)

Качество продукции.

Качество продукции – это совокупность свойств, обуславливающих пригодность продукции удовлетворять потребности покупателей, в соответствии с ее назначением.

Качество продукции относится к числу наиболее важных показателей деятельности предприятия, формирующих имидж высокого уровня у предприятия, позволяющих найти выход не только на внутренний, но и на внешний рынок.

Уровень качества продукции определяется на основе системы показателей, которые можно рассчитать разными методами:

1 метод – измерительный (при помощи приборов, инструментов)

2 метод – регистрационный (показатели стандартизации, безотказности, унификации)

3 метод – вычислительный (модели; программы на компьютере)

4 метод – органолептический (при помощи органов зрения, вкуса, обоняния)

5 метод – социологический (на основе сбора и анализа мнении)

6 метод – экспертный (реализуется группой экспертов и дегустаторов)

На практике для оценки уровня качества используется система показателей, которая включает в себя единичные и обобщающие показатели.

Обобщающие показатели – это сортность, класс, марка.

Единичные показатели – это сборность, трудоемкость, цена, эстетические показатели и т.д.

Один из критериев оценки качества продукции – его конкурентоспособность.

Существует несколько способов определения этого показателя:

1 способ – по цене потребления. Цена потребления складывается из продажной цены и издержек у потребителя за весь нормативный срок службы. Чем ниже цена потребления, тем выше конкурентоспособность.

2 метод – по себестоимости продукции. Чем ниже себестоимость, тем выше конкурентоспособность.

3 метод – основан на на сопоставлении товаров, с учетом их технического уровня и продажной цены. При этом определяется комплексный показатель конкурентоспособности и сравнивается с показателем образца, эталона.

4 метод – конкурентоспособность определяется как на основе сопоставления технических параметров, так и экономических. При этом рассчитываются индексы по каждому параметру, основа данных – спрос покупателей.

Конкурентоспособность отличается от качества товара. Один и тот же товар может быть конкурентоспособным на внутреннем рынке и неконкурентоспособным на внешнем.

Конкурентоспособность товара меняется в зависимости от конъюнктуры рынка, рекламы и других факторов.

Для совершенствования системы повышения качества продукции и повышения конкурентоспособности продукции служит сертификация.

Сертификация – это процедура, когда авторитетным органом проверяется и удостоверяется соответствие продукции требованиям стандарта.

Сертификация означает, что продукция испытана и проверена. Она осуществляется органами Госстандарта, которые не зависят ни от покупателей, ни от продавца. Для оценки системы качества проводятся типовые испытания и Госнадзор за качеством продукции.

Если испытания прошли успешно и подтвердили соответствие требованиям стандартов, то предприятию выдается сертификат качества на срок не более чем 3 года.

Конкурентоспособность АТП.

Под качеством транспортной продукции понимается:

1) полнота удовлетворения потребностей народного хозяйства и населения в перевозках и других видах услуг;

2) обеспечение сохранности количества и качества грузов, безопасности дорожного движения и охраны окружающей среды;

3) своевременность перевозок;

4) удобство пользования системой перевозок;

5) экономичность доставки.

Для целей анализа по грузовому АТП можно использовать следующие показатели:

1. Уровень транспортно-экспедиционного обслуживания клиентуры.

2. Уровень использования специализированного подвижного состава.

3. Уровень механизации погрузочно-разгрузочных работ.

4. Уровень ритмичности перевозок.

Для пассажирских АТП рассчитываются:

1. Регулярность движения.

2. Коэффициент использования вместимости автобуса.

Внешнеэкономическая деятельность предприятия.

Внешнеэкономическая деятельность – это деятельность предприятия, связанная с перемещением денег, товаров, услуг, капитала, технологий через государственную границу.

Во внешнеэкономической деятельности различают следующие формы:

1) экспорт – это вывоз товаров за границу без обязательств по обратному их ввозу;

2) импорт – это ввоз товара на таможенную территорию покупателя;

3) реэкспорт – это покупка товара за границей, ввоз на территорию покупателя и перепродажа другому иностранному покупателю;

4) встречная сделка – это организационно-увязанные экспортно-импортные операции, где экспортер обязуется принять во плату стоимости своего товара всю или часть стоимости импортного товара.

В современных условиях выделяют два направления деятельности:

1) совместное предпринимательство, которое характеризуется совместным капиталом, единым производственным аппаратом и согласованностью интересов партнеров (туризм, строительство, автомобильная промышленность и т.д.);

2) это заключение внешторговых контрактов (т.е. договоры по купле-продаже, поставки, проведение работ, оказание услуг)

В составе внешнеэкономической деятельности выделяют:

ü неторговые и

ü торговые операции

Неторговые связаны с кредитно-финансовой деятельностью. Торговые – с экспортом и импортом товаров (запрещена свободная торговля наркотиками, военной техникой, оружием и т.д.).

На международном уровне совершаются и операции состязательного типа: аукционы и торги.

Аукционы это коммерческие организации, располагающие соответствующим помещением, оборудованием и персоналом. Эти организации заблаговременно оповещают участников о проведении аукциона, сортируют товары, выпускают каталоги.

Международные торги метод заключения договора купли-продажи, при котором покупатель объявляет конкурс для продавца на товар с определенными характеристиками.

Планирование материально-технических ресурсов АТП.

Потребность в материальных ресурсах определяется в стоимостном выражении в основном методом прямых планово-экономических расчетов. Т.е. путем умножения нормы расхода материалов на соответствующие объемные показатели.

Планируется потребность в автомобильном топливе, смазочных и обтирочных материалах, запасных частях, металле, воде и т.д.

Расход смазочных материалов рассчитывается в литрах и килограммах на 100л топлива. Обтирочные материалы планируются в расчете 24 - 36 кг на 1 единицу подвижного состава.

При расчете потребности в шинах исходят из планового общего пробега автомобилей и нормы пробега шин.

Расчет для запасных частей ведется в стоимостном выражении по нормам на 1000 км пробега. Потребность во вспомогательных материалах и инструменте планируется по фактическим данным с учетом изменения транспортной работы.

Задача:

Фн = 12100 тыс.руб.

Фл 02 = 62 тыс.руб.

Фвв 08 = 130 тыс.руб.

Фвв 10 = 15 тыс.руб.

ФО = 1,11 руб.

Кобн =? Квыб =? ΣД =?

Решение:

Фср.г. = 12100 + (130 * 4 + 15 * 2)/12 – (62 * 10)/12 = 12094,2 (тыс.руб.)

ФО = ΣД/Фср.г., следовательно ΣД = ФО*Фср.г.

ΣД= 1,11 * 12094,2 = 13425 (тыс.руб.)

Кобн = (130 + 15) / (12100 + 145 – 62) = 0,012

Квыб = 62 / 12100 = 0,005

Ответ: Кобн > Квыб – процесс воспроизводства идет нормальными темпами. ΣД= 13425 тыс.руб.

Задача:

ΣД= 12105 тыс.руб.

Фср.г. = 10346 тыс.руб.

Пб = 2280 тыс.руб.

Lобщ = 922 тыс.км

Б = 130 тыс.руб.

На = 0,3 % на 1000 км пробега

ФО =? ФЕ =? Rопф =? Ам =?

ΣД при ↑ ФО на 0,05 руб.

Решение:

ФО = 12105 / 10346 = 1,17 руб.

ФЕ = 1 / 1,17 = 0,85 руб.

Rопф = 2280 / 10346 * 100% = 22 %

Ам = (0,3 * 130000 * 922000) / (100 * 1000) = 35958 (руб.)

ФО = ΣД/Фср.г., следовательно ΣД′ = ФО*Фср.г.

ФО′ = ФО + 0,05 = 1,17 + 0,05 = 1,22 (руб.)

ΣД′= 1,22 * 10346 = 12622,12 (тыс.руб.)

Планирование перевозок. Производственная программа.

В основе текущей деятельности АТП лежит годовой план, важнейшей частью которого является план перевозок.

Разработки этого плана, т.е. установлению объема и структуры транспортных услуг предшествует аналитическая и маркетинговая работа. Она заключается в анализе перевозок и их рентабельности за предшествующие периоды, оценки объемов и структуры удовлетворенного спроса, а также в изучении и прогнозировании причин и источников роста или падения спроса в будущем.

Основной частью плана по перевозкам является производственная программа.

Производственная программа – это научно-обоснованное плановое задание по объему, номенклатуре, ассортименту и качеству продукции, разработанное на основе заключенных договоров и утвержденное на предприятии соответствующим органом.

Производственную программу рассчитывают, исходя из производственной мощности автопарка и производительности подвижного состава.

Расчеты ведут по каждой модели автомобиля, а затем суммируют. Исходными данными для расчета производственной мощности грузового АТП является расчет среднесписочного числа автомобилей и прицепов на плановый период. Умножением этого числа на грузоподъемность автомобилей и календарное число дней работы рассчитывают производственную мощность.

Для того чтобы определить производительность подвижного состава устанавливают значение каждого эксплуатационного показателя в плановом периоде на основе анализа этих показателей в отчетном периоде и мероприятий по их повышению.

1) продолжительность пребывания автомобиля на линии (Тн).

Определяется с момента выхода автомобиля из гаража до момента его возвращения. Время на отдых и прием пищи водителя не учитывается. Непроизводительные простои (из-за неисправности оборудования, неподготовленности погрузочно-разгрузочных пунктов и т.д.) не учитываются.

Принятый режим работы должен обеспечить полную занятость водителей и не допускать сверхурочных работ.

2) коэффициент выпуска автомобилей на линию (α в).

Зависит от технической готовности автомобиля и организации производства. Техническая готовность зависит от условий эксплуатации (климат, плохие дорожные условия) и организации ТО и ремонта.

Значение этого коэффициента принимают в плане на основе конкретных условий эксплуатации автомобиля, режима работы и организации производства (техническое нормирование, дисциплина).

3) скорость движения.

Для грузовых перевозок планируется 2 вида скорости: эксплуатационная и техническая.

Эксплуатационная нормируется расчетным или опытным путем и определяется делением среднесуточного пробега на время в наряде.

Техническая скорость зависит от дорожных условий, полной массы автомобиля, частоты остановок в пути. При планировании техническая скорость устанавливается в соответствии с едиными нормами.

1 группа дорого – 49 км/ч

2 группа дорог – 37 км/ч

3 группа дорого – 28 км/ч

город – 25 км/ч

Для пассажирских АТП планируется 3 вида скорости: эксплуатационная, техническая и скорость сообщения, которая определяется исходя из технической скорости и времени простоя для посадки и высадки пассажиров.

4) коэффициент использования пробега (β).

Зависит от взаимного расположения АТП и организации перевозки грузов. При планировании значение β принимают с учетом достигнутого за прошедший период, а также разработанных мероприятий по снижению холостого и нулевого пробегов.

Для автобусов значение β принимается от 0,92 до 0,97.

5) коэффициент грузоподъемности подвижного состава (γ).

Для грузовых АТП он планируется в зависимости от рода перевозимого груза, размера партий груза, типа и грузоподъемности подвижного состава. Все грузы, в зависимости от этого показателя делятся на 4 класса:

1 класс – 1,0

2 класс – 0,8

3 класс – 0,6

4 класс – 0,5

Для автобусов существует несколько понятий вместимости: максимальная вместимость в час пик, общая вместимость и по числу мест для сидения.

6) время простоя под погрузкой и разгрузкой (t п-р).

Снижение времени простоя под погрузкой и разгрузкой может достигаться за счет предварительной подготовки грузов и документации, централизованной системе перевозки грузов и механизации погрузочно-разгрузочного процесса.

На основе этих показателей рассчитывается выработка подвижного состава, а затем показатели производственной программы, такие как объем перевозок, грузооборот, общий пробег автомобиля, количество ездок с грузом и т.д.

Для автобусного парка при планировании производственной программы утверждается маршрутная сеть. Затем изучается спрос населения на перевозки. Наиболее достоверный метод – это проведение сплошных и выборочных обследований. Основной недостаток обследований – это большая трудоемкость, поэтому используют и другие методы. Например: метод, основанный на изучении динамического ряда объема перевозок, в течение 10 – 15 лет. Рассчитываются темпы роста перевозок по годам и средние темпы изменения объема перевозок. Недостаток этого метода – отсутствие учета качества удовлетворения спроса на перевозки. Поэтому на практике объем перевозок и пассажирооборот рассчитывают, исходя из предполагаемых доходов предприятия. Каждый маршрут имеет свои особенности, которые определяют частоту остановок в пути, время работы автобусов, частоту и скорость их движения, протяженность маршрута, время на рейс, число рейсов за день, интервал и регулярность движения.

Роль автотранспорта России в мировой транспортной системе.

В общем объеме перевозок грузов в России всеми видами транспорта доля автомобильного транспорта составляет 54,6 % а в перевозках пассажиров – 52,7 %.

На транспорт России приходится 18 % мирового объема перевозок. Что обеспечивает 4 – 6 % валового внутреннего продукта и около 3,5 % всех налогов в госбюджет обеспечивает транспорт.

Доля автотранспорта России на мировом рынке растет. Начиная, с 2000 года усиливается конкурентное давление автотранспорта России на европейский рынок.

Россия перевозит грузы в 46 стран мира и пассажиров на международных автобусах по 360 регулярным маршрутам.

Автомобильный транспорт имеет свои особенности:

1) труд работников АТП является производительным, но его результаты не воплощены в вещественной форме;

2) транспортная услуга может рассматриваться, как отличающаяся от других видов продукция;

3) при производстве транспортных услуг не используется сырье, а в затратах на производство велика доля заработной платы (до 45 %);

4) производство транспортных услуг сильно зависит от внешней среды, т.е. от дорожных условий, климата и т.д.;

5) ущерб окружающей среде от деятельности транспорта в несколько раз выше, чем от других отраслей. Около 70 % самых токсичных выбросов в атмосферу приходится на долю транспорта.

К теме «Себестоимость как экономическая категория».

При классификации затрат по экономическим элементам на АТП состав этих элементов имеет свои особенности:

1) материальные расходы. Сюда включаются затраты на приобретение запасных частей, ремонтных, обтирочных и смазочных материалов, на водоснабжение производства, спецодежду, электроэнергию, топливо, расходы на утилизацию отработанных запасных частей и горюче-смазочных материалов, расходы по очистке сточных вод при мойке подвижного состава;

2) расходы на оплату труда. Кроме всех начислений, связанных с заработной платой на АТП сюда включают затраты на оплату проезда работников к месту отпуска и обратно, выплаты в случае вынужденного прогула, расходы, связанные с предоставлением льготного проезда работникам АТП и т.д.;

3) прочие расходы. Это расходы на восстановление основных средств, расходы на научные исследования и опытно-конструкторские разработки, расходы на обязательное и добровольное страхование имущества, расходы на предрейсовый медосмотр, на содержание производственных и офисных помещений, налоги, сборы, аренда, командировки, расходы на юридические, аудиторские и другие услуги, маркетинг и реклама, канцелярские, почтовые и телефонные услуги.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: