Цена. Функции цены

Цена – денежное выражение стоимости товаров это экономическая категория позволяющая косвенно определить величину затраченного на производство товара общественно необходимого времени.

Такое определение цены соответствует затратному подходу формирования цен (основа цены – затраты)

Цену определяют как суммарные затраты всех факторов производства и увеличивают сумму затрат на определенную величину прибыли. При рыночном подходе формирования цен чаще используют при определении цены метод позволяющий учитывать конъюнктуру рынка в этом случаем можно дать другое определение цены.

Цена – это выражение ценности благ, проявляющееся в процессе их обмена. При оптимальном соотношении спроса и предложения наступает равновесие рынка. Это состояние рынка, при котором предельные доходы равны предельным издержкам. В точке, где пересекаются кривые у продавцов нет излишков товара, а покупатели не испытывают дефицит. Для того чтобы понять суть цены стоит проанализировать функции цены. Функции цен и способы их реализации различаются от того в какой экономике они действуют. Первичной функцией цены можно считать измерительную. Благодаря этой функции удается измерить или определить количество денег, которые покупатель должен уплатить, а продавец получить. К этой функции часто добавляют соизмерительную функцию, которая заключается в сопоставлении ценностей разных товаров. Благодаря измерительной функции цена приобретает учетную функцию. Как измеритель цена является важным инструментом анализа прогнозирования планирования, при которых используются показатели в денежном измерении.

Из перечисленных функций цен следует возможность использовать их в качестве инструмента регулирования экономических процессов например в рыночной экономике.

В рыночной экономике цены представляют собой основной инструмент уравновешивания спроса и предложения увязывающий денежный запрос производителя или продавца товаров на их оплату с ответной реакцией потребителя. За счет этого происходит регулирование товарно – денежных отношений.

В нерыночной экономике цена является мало эффективным средством для регулирования экономических процессов. Повышая или понижая оптовые розничные цены можно перераспределять доходы и прибыть регионов отраслей предприятий семей отдельных групп людей. В этой ситуации искажаются экономические отношения между хозяйствующими субъектами.

Цена может выполнять социальную функцию т.к. с ценами и их изменениями связаны структура и объемы потребления благ и услуг, уровень жизни, прожиточный минимум потребительский бюджет семьи и т.д. при упрощенном понимании уровень цены снижает уровень жизни а снижение повышает, но при этом не принимаются во внимание неценовые факторы, такие как доходы, наличие товаров на рынке структура потребления.

Наряду с внутренними функциями реализуемыми в пределах страны цены выполняют внешнеэкономические функции выступая в роли инструментов торговых сделок, внешних платежей, взаимных расчетов между странами. Как в рыночной так и не в рыночной экономике цены выполняют стимулирующую функцию влияя на заинтересованность производителя в повышении объемов производства и качества.

Разница между проявлениями этой функции в рыночной и не рыночной экономиках заключается в том что рыночный производитель стремится увеличить и товар и качество, а в нерыночной цены.

Исходя из того что берется за основу цены существуют 3 метода ценообразования:

1) Исходя из цен конкурентов;

2) Исходя из потребительской стоимости товара;

3) Исходя из затрат на производство

При любом подходе целесообразно использовать калькуляционный метод т.к. цена должна обеспечить покрытие всех затрат и сверх того получение прибыли если рассчитанная цена будет выше сложившейся на рынке или определенной другим методом то надо искать пути снижения затрат данного вида продукции.

При определении цены определяющими выступают следующие факторы:

1) Себестоимость

2) Удовлетворяющие предприятие размеры прибыли

Простейшим методом определения цены является калькуляционные или прейскурантные или затратные. За основу цены берется себестоимость, к которой добавляется планируемый процент прибыли и получается так называемая первоначальная цена. Ее регулирование является содержание ценовой стратегии.

Наиболее простая формула первичной продажной цены:

Цена = издержки/(1- норма прибыли)

Издержки – совокупность издержек производства (прямые и косвенные) и издержек обращения




double arrow
Сейчас читают про: