Основные концепции снижения себестоимости продукции, работ, услуг

Основными источниками снижения себестоимости являются:

1. Увеличение объема реализации продуктов или услуг за счет более полного использования всех возможных резервов (ресурсов).

2. Сокращение затрат на реализацию услуг за счет повышения степени производительности труда, экономного использования мат ресурсов, сокращения постоянных расходов.

Резервами увеличения объема реализации являются резервы интенсивного характера: фондоотдача, производительность, коэффициент оборачиваемости (ускорение оборачиваемости оборотного капитала), производительность труда, снижение материалоемкости.

Экстенсивный путь увеличить объем реализации продукции, работ, услуг: может привести к увеличению общей суммы затрат.

При увеличении объема реализации возрастают только условно-переменные затраты. Сумма условно-постоянных как правило не меняется, в результате снижается себестоимость единицы продукции. Резервы сокращения затрат (устанавливаются по каждой статье расходов). Повышение производительности труда может способствовать экономии затрат на оплату труда. И следовательно снижение себестоимости. Темпы роста производительности труда должны опережать темпы роста заработной платы. Значительные резервы снижения себестоимости заключаются в снижении мат затрат, добиться которых можно за счет внедрения новых технологий и других организационных мероприятий. Резервами экономии условно-постоянных затрат могут являться списание или передача в аренду не используемых основных фондов, разумное сокращение аппарата управления, экономное использование средств, относимых на общие хозяйственные расходы (служебный разъезд, услуги связи). Для анализа себестоимости обычно используются такие показатели, как полная себестоимость, себестоимость единицы продукции, затраты на 1 рубль объема реализации ТРУ. Общая сумма затрат не отражает реальные изменения себестоимости, так как попадает под влияние объемного фактора

10.03.2012

Чтобы получить более точный анализ изменения себестоимости во времени можно использовать другой обобщающий показатель затрат (расходов) на 1 рубль объема реализованных ТРУ, который определяется делением общей суммы расходов на объем реализованных услуг.

Концепция предельных (маржинальных) затрат.

Концепция состоит в том, чтобы определять затраты на производство и реализацию последней единицы продукции.

С некоторого момента (объема выпуска) переменные затраты начинают возрастать, а предельный доход убывать. Для максимизации прибыли основным условием является соотношение между предельным доходом и предельными затратами при увеличении выпуска на 1 единицу. Когда предельные затраты меньше предельного дохода увеличение выпуска влечет увеличение прибыли. Когда предельные затраты больше предельного дохода, к увеличению прибыли ведет уменьшение выпуска продукции. Максимальная прибыль достигается при таком объеме производства, при котором предельный доход равен предельным затратам.

Обоснование ассортимента реализации услуг.

Ассортимент – перечень наименований выпускаемой продукции (обычно с указанием объема выпуска по каждому виду). Номенклатура – перечень наименований изделий и их кодов по общему классификатору продукции. Анализ ассортимента продукции проводится в целях уточнения среднего числа видов продукции, расширение ассортимента является для предприятия средством привлечения покупателя с разными вкусами и потребностями (выпуская близкие по своим потребительским качествам товары, предприятие добивается тем самым их дифференциации в соответствии с различными вкусами и платежеспособностью потребителей одного типа товара). При анализе ассортимента выясняется степень устаревания данного продукта или услуги. При анализе ассортимента обычно используют такой показатель, как коэффициент объема i-ого вида ТРУ = (объем выпуска i-ого вида)\(объем выпуска всех ТРУ).

В некоторых случаях предприятию может быть экономически целесообразно принять заказ по цене ниже стоимости. А в некоторых случаях принять дополнительный заказ при уменьшении выпуска менее выгодных продуктов.

Например. Организация рассматривает целесообразность принятия дополнительного заказа на оказание 500 услуг «L», если его производственная мощность используется до предела. В этом случае необходимо уменьшить объем других менее выгодных услуг (например услуг «К»), входящих в производственную программу. Исходные данные:

показатель Услуги
L К
Цена услуги (тыс. руб.)    
Переменные издержки на 1 услугу (тыс. руб.)    
     
     

Пример определения целесообразности принятия заказа ниже себестоимости. Себестоимость - стоимостная оценка ресурсов, использованных при производстве и реализации продукта. Например предприятие имеет пакет заказов на 100 единиц продукции по цене 15 000 рублей. На общую сумму 1,5 млн. рублей, что должно обеспечить ему прибыль в размере 300 000 рублей. Себестоимость по плану = 1,2 млн. рублей, из них постоянные затраты равны 600 000 рублей. В следствии того, что один из заказчиков оказался не в состоянии выполнить договор, по прогнозам менеджеров фактический объем реализации уменьшится по сравнению с плановым на 40%. В такой ситуации появляется новый заказчик, который согласен приобрести 30 единиц продукции по цене 11 000 рублей. Дополнительные организационные расходы на подготовку организации производства должны составить 50 000 рублей. Определим целесообразность принятия дополнительного заказа по цене ниже себестоимости. Алгоритм решения:

1. Определение планируемых показателей при реализации 100 единиц продукции.(Валовая маржа = разность между выручкой и переменными затратами). Маржинальный доход = 1,5 – 0,6 = 0,9 млн. руб. рассчитаем маржинальный доход на единицу продукции = 900 000\100 = 9 000 на штуку. Переменные затраты = 0,6 млн. рублей. Переменные затраты на единицу продукции = 600 000\100 = 6000 рублей. Себестоимость единицы продукции. Себестоимость = 12 000.

2. Определение прогнозируемых показателей в следствие уменьшения объема реализации на 40%. Прогнозируемый объем реализации = 60 штук. Выручка от реализации = 15 000*60=0,9 млн. рублей. Переменные затраты на единицу продукции не изменились и равны 6000 рублей за штуку. Совокупные переменные затраты = 6 000*60=0,36 млн. рублей. Сумма постоянных затрат на весь объем составляет 0,6 млн. рублей. Себестоимость всего выпуска (сумма всех переменных + постоянные)= 0,96 млн. рублей. Себестоимость единицы продукции = себестоимость всего выпуска\60 = 0,96\60=16 000 рублей. Маржинальный доход = выручка – переменные затраты = 0,9-0,36=0,54 млн. рублей. Прибыль от реализации = маржинальный доход – постоянные затраты = 0,54 – 0,6=-0,06 млн. рублей (убыток). Следовательно, при реализации 60 единиц продукции, фирма потерпит убыток в 60 000 рублей.

3. Расчет прогнозируемых показателей в ситуации, когда появился новый заказчик с дополнительным заказов в 30 единиц продукции. Объем реализации = 60+30=90. Выручка от реализации 60*0,15+30*0,11=9+3,3=1,23 млн. рублей. Переменные затраты на единицу = 6 000 на штуку. Переменные затраты на весь выпуск = 90*6000=0,54 млн. рублей. Постоянные затраты = 0,6 млн. рублей + 0,05 = 0,65 млн. рублей. Себестоимость всего выпуска = 0,65+0,54=1,19 млн. рублей. Себестоимость единицы продукции = 13,2 тысяч рублей. Прибыль от реализации = 1,23-1,19 = 0,04 млн. рублей.

Обоснование целесообразности принятия дополнительного заказа:

показатель Номера вариантов
100% 60% 60%+доп.заказ
Объем производства (шт.)      
Цена     15, 11
Выручка (млн. руб.) 1,5 0,9 0,9+0,33=1,23
Переменные затраты на весь объем продукции (млн. рублей) 0,6 0,36 0,36+0,18 = 0,54
Постоянные затраты (млн. рублей) 0,6 0,6 0,6+0,05=0,65
Себестоимость всего выпуска продукции (млн. рублей) 1,2 0,96 0,65+0,54=1,19
Себестоимость единицы продукции 12 000 16 000 13 200
Прибыль (убыток) (млн. рублей) 0,3 -0,06 0,04

Вывод. Таким образом очевидно, что если фирма не принимает дополнительный заказ на 30 единиц продукции, то ее убыток составит 0,06 млн. рублей. По сравнению с ожидаемой прибылью 0,3 млн. При этом, себестоимость единицы возрастет с 12 000 рублей до 16 000 рублей, поскольку постоянные затраты остаются неизменными. Однако, при принятии дополнительного заказа, предприятие может снизить себестоимость единицы продукции до 13 200 рублей и получить за счет этого прибыль в 0,04 млн. рублей. Следовательно, в данных условиях дополнительный заказ принять целесообразно даже при цене реализации ниже себестоимости. Так как дополнительный заказ позволяет снизить себестоимость единицы продукции, за счет наращивания объема производства.

Виды себестоимости:

1. Технологическая себестоимость

2. Цеховая себестоимость

3. Производственная себестоимость

4. Полная себестоимость

Пример калькуляции для производственного предприятия.

1. Сырье и основные материалы

2. Покупные изделия и полуфабрикаты

3. Услуги производственного характера

4. Возвратные отходы

5. Топливо и энергия на технологические цели

6. Основная зарплата производственных рабочих

7. Дополнительная зарплата производственных рабочих

8. Отчисления на социальное страхование

9. Расходы на подготовку и освоение производства

10. Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования (РСЭО)

11. Цеховые (общепроизводственные)

12. Заводские (общехозяйственные)

13. Коммерческие (внепроизводственные)

Технологическая себестоимость = 1-4+5+6+7+8

Цеховая себестоимость = технологическая +2+3+9+10+11

Производственная себестоимость = цеховая +12

Полная себестоимость = производственная +13


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: