ЦЕНА ПРОДУКЦИИ
Цена — денежное выражение стоимости товара, работы или услуги или сумма денег, которую покупатель уплачивает продавцу на основе взаимной договорённости.
Стоимость товара определяется спросом и предложением и в конечном итоге воплощённым в нём трудом, признанным обществом. На товарном рынке цены, как правило, не совпадают со стоимостью товаров. Отклонение цен от стоимости определяется собственниками товаров, государством и выполняемыми функциями товаров. Экономическая сущность цены проявляется в выполняемых ею функциях. При всём многообразии теоретических трактовок присущих цене функций, большинство экономистов выделяют пять основных функций цен:
— сбалансирования спроса и предложения;
— учётно-измерительную (критериальная);
— стимулирующую;
— перераспределительную;
— рационального размещения производства (продажи).
Систему цен принято классифицировать в соответствии с определёнными признаками. Схематически виды цен по основным классификационным признакам представлены на рисунке 11.1.
|
|
Систему цен характеризуют следующие параметры:
— уровень цен — это абсолютное количественное выражение цены в денежной сумме;
— структура цен представляет Собой Определённые соотношение элементов цены в процентах или долях;
— динамика цен — это изменение уровня цен за определённый период времени.
В общем виде цена любого товарасостоит из трёх составляющих: