Эффективность промышленного производства

Рис. 11.3 График безубыточности для определения цены товара

График показывает, что при цене товара 15 руб. (из расчёта, что будет продано 800 тыс. шт. на сумму 12 млн. руб.) предприятие достигнет безубыточности при продаже 600тыс. шт., а желаемая прибыль в 2 млн. руб. будет получена при продаже 800 тыс.

Если же предприятие назначает цену за товар 20 руб., то для получения желаемой прибыли ему не надо продавать так много товара. Однако следует иметь в виду, что при бо­лее высокой цене товар может не пользоваться спросом.

Следующую группу представляют параметрические (эконометрические) методы определения цен.

Организации (предприятия) часто испытывают необходимость в проектировании и освоении производства такой продукции, которая не заменяет ранее освоенную, а дополняет или расширяет уже существующий параметрический ряд изделий.

Под параметрическим рядом понимается совокупность конструктивно и (или) технологически однородных изделий, предназначенных для выполнения одних и тех же функций и отличающихся друг от друга только величиной технико-экономических параметров в соответствии с выполняемыми производственными операциями.

Существует ряд методов построения цен на новую продукцию в зависимости от уровня её потребительских свойств с учётом нормативов затрат на единицу параметра. К их числу относятся:

— метод сравнения удельных показателей товара;

— балльный метод;

— агрегатный метод;

— метод структурной аналогии;

— метод, основанный на регрессионном анализе (корреляционный).

Метод удельных показателей используется для определения и анализа цен небольших групп продукции, характе­ризующейся наличием одного основного параметра, величи­на которого в значительной мере определяет общий уровень цены изделия.

При данном методе первоначально рассчитывается удельная цена :

где Цбаз— цена базового изделия, руб.;

Парбаз — величина главного параметра базового изделия. Затем рассчитывается цена нового изделия (ЦН):

где Парн — значение основного параметра нового изделия.

Балльный метод состоит в том, что на основе экспертных оценок значимости параметров изделий для потребителей каждому параметру присваивается определённое число баллов, сумма которых даёт интегральную оценку технико-экономического уровня изделия.

Цена на новое изделие при данном методе рассчитывается следующим образом:

1. Определятся цена одного балла:

где Цбаз — цена одного балла, руб.;

Ббазi — балльная оценка i-го параметра базового изделия.

2. Определяется цена нового изделия:

где Бнi — балльная оценка г-го параметра нового изделия;

Vi — весомость параметра.

Агрегатный метод заключается в суммировании цен отдельных конструктивных частей параметрического ряда про­дукции с добавлением стоимости оригинальных узлов (де­талей).

Совокупная цена продукции исчисляется как сумма отдельных конструктивных элементов или определяется путём суммирования (вычитания) цен добавляемых или сме­няемых элементов (узлов, комплектующих изделий).

Цена нового узла может быть вычислена методом прямого счёта

- цена отдельного конструктивного элемента, руб.

Ц ваз — цена базового элемента, руб.;

Ц уз.ан— цена заменяемого (аннулируемого) элемента, руб.;

Ц нов из — цена добавленного элемента, руб.

Метод структурной аналогии основан на знании удель­ного значения некоторых статей калькуляции или элементов затрат в цене изделия параметрического ряда и это удель­ное значение принимается неизменным.

где — значение i-ой статьи калькуляции или i-го элемен­та в новом изделии;

— удельный вес г-го элемента в базовом изделии.

Отдельную группу представляют методы определения исходной цены с учётом спроса на товар и уровня конку­ренции на рынке. Они основаны на маркетинговом подходе к формированию продажной цены. Наиболее часто исполь­зуются следующие методы:

— метод ощущаемой потребителем ценности товара;

— метод формирования цены посредством ориентации на рыночные цены;

— метод установления престижных цен;

— состязательный метод определения цен.

Реализация продукции, товаров, услуг - это основной источник дохода и бюджета организации. Получение организацией выручки завершает производственный цикл.

Выручка от реализации продукции - сумма денежных средств, полученных организацией за произведенную продукцию, выполненные работы, оказанные услуги. Это главный источник средств для возмещения затрат и образования дохода организации.

Выручка от реализации - это объем реализованной продукции (оказанных услуг) в денежном выражении. Она определяется как произведение цены единицы продукции на объем реализованной продукции в физических единицах:

В = Ц * Q,

где: Ц - цена единицы продукции;

Q - количество реализованной продукции в физических единицах.

Если организация производит не один, а несколько видов продукции, то выручка от реализации будет определяться как сумма объемов реализации (в денежном выражении) каждого товара (услуги). Таким образом, выручка может изменяться в зависимости от:

- изменения объема реализованной продукции или оказанных услуг;

- изменения цены единицы продукции (расценки на предоставляемую услугу);

- изменения ассортимента выпускаемой продукции (оказываемых услуг);

- изменения удельного веса различной продукции (услуг) в общем объеме реализации.

Из выручки от реализации продукции (товаров, услуг) возмещаются производственные затраты на израсходованные материальные ценности, формируется амортизационный фонд в соответствии с нормами амортизационных отчислений. Оставшаяся часть продукции - это чистая продукция или валовой доход.

Кроме выручки от реализации основной продукции организация может получать выручку от прочей реализации (выбытие основных фондов, реализация материалов и т. д.), а также от внереализационных операций (сдача имущества в аренду, совместная деятельность, доходы по операциям с ценными бумагами).

Выручка общая (Во6щ) определяется по формуле:

где: Ввал-валовая выручка организации;

Вво - выручка от внереализационных операций.

где: Воп - выручкаот реализации основной продукции;

Впп - выручка от реализации прочей продукции;

Впр - выручка от прочей реализации.

В объем реализации не включаются стоимость продукции, не отгруженной в отчетном периоде покупателям, и внутризаводской оборот. На размер выручки оказывают влияние множество факторов: объем выпускаемой продукции, ассортимент, качество, цена, формы расчета и т. д.

Для составления финансовой отчетности метод определения выручки от реализации продукции, работ, услуг устанавливается после отгрузки продукции, выполнения работ (услуг) и предъявления покупателю (заказчику) расчетных документов.

При объявлении учетной политики организация выбирает методику определения выручки для целей налогообложения: по срокам оплаты отгруженной продукции (при безналичных расчетах - по мере поступления средств за товары на счета в банках, а при расчете наличными деньгами - при поступлении средств в кассу) либо по срокам отгрузки продукции и предъявления покупателям расчетных документов.

Эффект, или конечный результат, хозяйственной деятельности характеризуется различными стоимостными и натуральными показателями, например: объемом производства, прибылью, экономией по отдельным элементам затрат, общей экономией от снижения себестоимости продукции.

Все затраты, связанные с достижением эффекта, подразделяются на текущие (оплата живого труда, стоимость потребленных мате­риалов, сырья и прочих материальных ресурсов, амортизационные отчисления, затраты на поддержание основных производственных фондов в работоспособном состоянии (затраты на ремонт) и другие расходы, включаемые в полную себестоимость промышленной продукции) и единовременные (расходы, авансируемые для расши­ренного воспроизводства основных производственных фондов, совершенствования их структуры в целях повышения конкурентоспособности производства и т. п.).

Уровень эффективности производства оценивается с помощью системы общих (прибыль и рентабельность производства) и частных показателей (производительность труда, капиталоемкость (фондоемкость), материалоемкость продукции и т. п.). Производительность труда определяется как соотношение выработки промышленной продукции последующего года к выработке предыдущего, ее фак­тической величины к плановой. Рост производительности труда будет наблюдаться, когда соотношение превысит единицу.

Материалоемкость продукции — это стоимость материальных затрат, определенная путем отнесения к себестоимости либо сто­имости валовой или товарной продукции. Снижение материалоемкости — одно из направлений повышения эффективности промышленного производства.

Фондоемкость продукции отражает стоимость основных произ­водственных фондов, приходящуюся на 1 руб. стоимости валовой или товарной продукции. Удельная фондоемкость продукции — стоимость основных производственных фондов, приходящаяся на единицу произведенной продукции. При снижении фондоемкости повышается эффективность производства (более подробно см. «Основные производственные фонды»).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: