Вопрос 1. Развитие этической мысли Нового времени
2. Этические взгляды. Монтеня
1 В период XVI - XVIII вв. происходят утверждение капиталистической общественно-экономической системы, развитие всех сфер духовной жизни общества. Одновременно обостряются социальные проблемы, нарастает классовая борьба, нескончаемой чередой происходят кризисы и войны. Что же касается буржуазной этики, то она:
• преодолевает влияние Средневековья и обращается к идеалам античной этики (опирается на эмпиризм, стоицизм и др.);
• выявляет натуралистические основания морали;
• отстаивает суверенность морального субъекта, его право на удовлетворение высоких потребностей;
• согласовывает интересы и идеалы индивида со всеобщими интересами и ценностями.
Нравственность рассматривается как общественный долг, как совокупность мотивов деятельности человека (потребностей, идеалов и т. д.).
На начальном этапе развития этика Нового времени сохраняла связь с этической мыслью Средневековья. Способом утверждения новых этических идеалов является скептицизм.
2. Мишель Монтень (1533 - 1592) в своих трудах обобщил моральный опыт разных эпох. Его главным трудом считается книга "Опыты", написанная в жанре философского эссе.
Монтень утверждал, что человек - частица изменчивой действительности и, как и другие живые существа, подчинен природным закономерностям, Свобода человека - в согласии с законами природы (естественными законами). Душа и тело человека едины, поэтому:
• нельзя заботиться только о благе души;
• необходимо ценить земную жизнь и расстаться с аскетизмом;
• нужно принимать жизнь во всем ее многообразии (радости и страдания). •
Монтень считал, что поведение человека не должно основываться н«религиозных взглядах, обычаях (они очень разнообразны и потому относительны). Подлинные добродетели направляются природой и сопровождаются счастьем, наслаждением.
Монтень не сводил нравственность к совокупности однозначных норм Он писал: "...я не могу определить себя единым словом, без сочетание противоположностей".
Мишель Монтень отвергал религиозные догмы и общественные установления. Он считал, что человек должен руководствоваться личные опытом, постоянно подвергать его сомнениям, критической переработке и на основе своего опыта строить моральные суждения.
Монтень выступал против фальшивых добродетелей, часто прикрывающих эгоистические устремления людей ("личина благочестия"), и подчинения интересов человека интересам группы людей или государства.
Он утверждал приоритет интересов индивида, самодостаточность, самоценность жизни человека. Монтень писал: "Сосредоточим на себе и на своем собственном благе все наши помыслы и намерения".
Моральный человек, по Монтеню, это человек:
• мыслящий и сомневающийся;
• скептически относящийся к догмам;
• саморазвивающийся и самосовершенствующийся.