Тема 6. Этика Нового времени

Вопрос 2. Мораль буржуазного общества, ее особенности

Буржуазная мораль возникла в условиях капиталистической общественно-экономической системы. Сословное деление феодального обществ! было разрушено в результате возникновения машинного производства повышения производительности общественного труда, возникновение рынка рабочей силы и др.

В отличие от человека Средневековья член капиталистического обще­ства перестал принадлежать к определенному сословию, лишился корпоративного покровительства. Мораль принимает индивидуалистический характер: экономическая независимость людей вызвала их моральную автономию.

В своей деятельности люди руководствуются не только сословным мо­ральным кодексом, мнением общественности, но и совестью, личным долгом. В обществе возникает убеждение, что нравственные нормы ценности, добродетели имеют общечеловеческий характер, обязательны и одинаковы для всех.

В условиях растущей конкуренции ценятся такие качества, как:

• трудолюбие;

• профессионализм;

• стремление к самосовершенствованию и т. п.

Если средневековый человек достигал богатства, положения в обще­стве благодаря семейным и сословным связям, то в буржуазном обще­стве образцом для подражания является человек, который "сделал ce6е сам".

Материальный достаток, деньги становятся мерилом нравственности, поскольку:

• считалось, что богатому человеку легче быть добродетельным, бедность толкает на отступления от норм морали;

• богатство определяет авторитет человека, в том числе нравственный;

• честность, верность слову способствуют коммерческому успеху;

• нанесенный моральный вред получает денежную компенсацию и т. д.

Нравственность получает рациональное осмысление. Люди убеждены в полезности нравственности (например, заповедь "не укради" стоит на страже накопленных богатств).

Добродетелями считаются бережливость (иногда доходящая до аскетиз­ма), стремление к накопительству.

С развитием индустриальной цивилизации обостряются внутренние противоречия капитализма (рост социальных противоречий и т. п.). Бур­жуазная мораль утрачивает свое прогрессивное содержание, поскольку не в состоянии разрешить проблемы общества, и раздваивается на подлинную мораль, присущую индивиду, и официальную, отчужденную от человека.


План:

Вопрос 1. Развитие этической мысли Нового времени

Вопрос 2. Развитие этической мысли Нового времени (представители английской школы этики)

Вопрос 3. Этическая мысль Нового времени. Этический рационализм Спинозы

Вопрос 4. Этическая мораль Нового времени. Французские материалисты

Вопрос 5. Развитие этической мысли Нового времени. Этическая система И. Канта

Вопрос 6. Развитие этической мысли Нового времени. Этическая концепция Ф. Гегеля

Вопрос 7. Развитие этической мысли Нового времени. Моральная

концепция Л. Фейербаха

Вопрос 8. Развитие этической мысли Нового времени. Пессимистическая концепция А. Шопенгауэра

Вопрос 9. Развитие этической мысли Нового времени. Философия Ф. Ницше

Вопрос 10. Развитие этической мысли Нового времени. Теория утилитаризма Д. Милля

Литература:

1. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. — Гардарики, 2003. — 472 с.

2. Дружинин В.Ф., Демина Л.А. Этика. Курс лекций. — М.: Изд-во МГОУ, 2003. — 176 с.

3. Жаринов В.М. Этика Учебное пособие для вузов. — М.: Изд-во ПРИОР, 2003. — 206 с.

4. Словарь по этике. — М.: Политиздат, 1983. — 445 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: