Джордано Бруно

Никола Макиавелли

Пико делла Мирандола

Лоренцо Валла

Вопрос 1. Философско-этическая мысль эпохи Возрождения

Тема 5. Этическая мысль в период Возрождения. Буржуазная мораль.

План:

Вопрос 1. Философско-этическая мысль эпохи Возрождения (итальянские гуманисты).

Вопрос 2. Мораль буржуазного общества, ее особенности.

(итальянские гуманисты)

1. Этика и философия Возрождения

1. Ренессанс, или Возрождение (XIV - начало XVII вв.), характеризуется:

• формированием гуманистического мировоззрения во всех сферах ду­ховной жизни;

• развитием наук, "обновлением" культуры;

• секуляризацией морали, отделением этики и философии от богосло­вия.

Возникает антропоцентрическая этика. Ее основные положения: чело­век - это часть природы, высшее земное существо с высокими духовны­ми устремлениями; мораль - форма реализации человека.

Основным направлением философии Возрождения является гуманизм. Итальянские гуманисты выступали против религиозной схоластики, обращенности только к Священному Писанию, призывали использо­вать достижения античной культуры.

2. Лоренца Валла (1407 - 1457) в трактате "О наслаждении" утверждал, что человек должен предаваться не только духовным, но и плотским удо­вольствиям. По мнению Валла, наслаждение является главным законом жизни, поскольку Господь сотворил все земные блага и дал человеку спо­собность к наслаждению (5 чувств).

Принцип наслаждения Балла распространял и на загробный мир. Он опи­сывает рай, где люди имеют усовершенствование тела.

Лоренцо Валла утверждал принцип индивидуализма: эгоизм неискоре­ним, заложен в природе человека, порожден инстинктом самосохране­ния. Жизнь индивида является наивысшим благом для него, жизнь ближ­него, судьба родины - второстепенны.

Добродетелью Валла считал полезность. Полезность основана на здра­вом расчете. Принципу полезности, расчету подчинены все отношения в обществе.

3. Пико делла Мирандола (1463 - 1494) в труде "Речь о достоинстве челове­ка" провозглашает, что человек - это микрокосм, венец творения, центр Вселенной.

Мирандола утверждал, что Бог создал человека незавершенным, тем самым предоставив ему свободу самосовершенствования, сотворения своего образа.

Мирандола отмечал как важнейшее достоинство человека его способ­ность продолжать дело Творца. Человек может достичь совершенства ангелов, преодолев свои низменные страсти.

По мнению Мирандолы, человек может достичь:

• высшего блага посредством Божественной благодати;

• естественного счастья путем познания природы и самого себя, пости­жения тайн мироздания.

4. Никола Макиавелли (1469 - 1527) впервые разграничил принципы морали и политики. Он отошел от религиозной догматики. Бог в представлении Макиавелли - Судьба, Необходимость.

В трактате "Государь" Макиавелли исследует отношения людей, в пер­вую очередь политические. По мнению автора, они являются выражени­ем низменной природы человека.

Человеческая природа выражается в хаотичном изменении нравов, паде­нии и возвышении государств.

Необходимость является предпосылкой действий человека, государства, религии и морали. Государство, религия, мораль полезны людям, удов­летворяют их потребности.

Макиавелли выделял добродетели, помогающие людям противостоять судьбе: воля и энергия, стремление изучать объективные обстоятель­ства.

Макиавелли считал, что идеалы христианства не соответствуют реаль­ной жизни. По его мнению, религия должна быть политическим инстру­ментом, то есть обеспечивать духовное единство государства, воспиты­вать сильных, активных людей (а не проповедовать непротивление злу и др.).

Макиавелли утверждал, что:

благом является все, что идет на пользу государству. Высшее благо - это укрепление национального государства, его целостность;

политика является важнейшей сферой общественной жизни;

мораль подчиняется политическим целям;

• для достижения благой цели все средства хороши (обман, насилие и т п.). Любое зло может быть оправдано государственной необходимос­тью.

По мнению Макиавелли, государь, желающий удержаться у власти, не должен специально отклоняться от добра, а в случае необходимости быть недобродетельным.

5. Этическая концепция Джордано Бруно (1548 - 1600). Ее основные поло­жения:

• преодоление теологического понимания Бога;

• рассмотрение Бога как единства природы;

• нравственные ценности, добродетели - это свойства человека и его де­ятельности;

• человеческая деятельность является целеполагающей (вне духовного начала);

• деятельность людей основана на причинности социальной среды;

• единство человека и общества выражается в общественно полезной де­ятельности людей. Особенности моральной личности:

• автономность, самодостаточность;

• ответственность за себя и свое окружение;

• обладание творческой энергией;

• осмысление моральных проблем;

• восприятие общечеловеческих ценностей.

Неотъемлемым качеством моральной личности является героическая любовь, которая отражает единство физических, эмоциональных и ин­теллектуальных способностей человека, лишена обыденности, выше эгоистических интересов человека. Целью моральной личности является служение обществу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: