double arrow

Формулировка категорического императива

Развитие этической мысли Нового времени.

1. Эмпирический мир. Мир ноуменов

1. Немецкий философ  Иммануил Кант (1724 - 1804) является основателем критической философии, первым осуществил теоретический анализ нравственности. Труды Канта, посвященные этическим проблемам: Основы метафизики нравственности", "Религия в пределах только разума", "Критика практического разума", "Метафизика нравов" и др.

Кант определил границы познания. В работе "Критика практического разума" он установил непознаваемость вещей самих по себе, "веще себе" - ноуменов.

Они:

- находятся вне пространства, времени, причинности;

- не зависят от восприятия людей;

- основным их свойством является свобода.

Человек ничего не может представить вне пространства, времени, пpичинности, которые он воспринимает как свой чувственный опыт. Ноумены, воздействуя на сознание людей, порождают явления внешнего эмпирического мира - "вещи для нас", феномены.

Они:

- доступны пониманию людей;

- субъективны, существуют не сами по себе, а только в воображении людей.

Эмпирический мир феноменов основан на законе необходимости, эгоистичен. В нем человек должен отстаивать свои интересы и полностью подчиняться необходимости.

Каждый человек одновременно принадлежит миру феноменов (как существо чувственное) и миру ноуменов (как существо разумное).

В надэмпирическом мире человек:

- обладает свободой воли;

- подчиняется нравственному закону;

- верит в Бога и бессмертие души.

Существование мира ноуменов - постулат, "точка зрения, которую разум вынужден принять вне явлений для того, чтобы мыслить себя практическим" (И. Кант).

Человек имеет право выбора: подчиняться эмпирическим стремлениям или практическому разуму. И вместе с тем он должен, по мнению Kaнта, подчиняться императивам (велениям) практического разума.

2. Кант выделял императивы:

- гипотетические - указы, связывающие практические цели индивидов с условиями их достижения ("если хочешь быть уважаемым, будь честным" и т. п.). Они зависят от обстоятельств и периодически меняются. Поступки, совершенные по велению гипотетических императивов, Kaнт называл легальными. Они могут приносить человеку пользу, но не являются моральными;

- категорический (безусловный) императив основан на априорном (доопытном) законе морали.

Этот закон:

- носит безусловный и всеобщий характер, не является конкретным предписанием, а только задает направленность сознания и деятельности;

- не зависит от конкретных обстоятельств и частных эмпирических целей, реализуется в любых обстоятельствах;

- является регулятивным принципом, диктует образ поведения в любых обстоятельствах;

- утверждает необходимость выполнения долга по отношению к другим людям, является самоценным.

Кант дал несколько формулировок категорического императива.

"Поступай согласно такой максиме, которая... сама может стать всеоб­щим законом " (максима - субъективный принцип поведения).

Это зна­чит, что человек должен вести себя так, чтобы его поведение было:

- одобрено всеми людьми;

- воспроизведено всеми людьми.

В отличие от "золотого правила морали" категорический императив не кон­центрирует внимание на выгоде человека. Высшей целью морального по­ведения Кант считал благо всего человечества.

"Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству ".

Кант утверждал, что любой человек:

- обладает достоинством;

- абсолютно ценен;

- является целью сам по себе, а значит, не может быть средством.

Кант призывал людей не терять достоинства и не позволять другим ущемлять его.

Все качества человека, внешние блага приобретают моральные характе­ристики только благодаря добройволе. Она безусловна, не подвержена влиянию внешних мотивов, является способностью разумного суще­ства поступать согласно законам.

Кант придавал большое значение доброй воле человека, его стремле­нию воплотить в жизнь категорический императив. Благое намерение ценно само по себе, даже если результат не был достигнут.

Кант сформулировал принцип согласно которому воля каждого человека (разумного существа) сама может устанавливать всеобщие законы.

Субъективным принципом нравственности является долг, который зак­лючается в:

- чистоте нравственного мотива (мотивом деятельности является нрав­ственный закон);

- твердости нравственных убеждений.

Через долг утверждаются всеобщность морального закона и достоин­ство личности.

В труде "Основоположение к метафизике нравов" Кант сформулировал аксиому своей этической теории:

- моральный закон основан на абсолютной необходимости;

- нравственные нормы категоричны, безусловны, их нельзя нарушать ни­кому и ни при каких обстоятельствах. Они задают границы, переступив которые, человек теряет достоинство.

Развитие этической мысли Нового времени. Этическая концепция Ф. Гегеля

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 - 1831) развивал теорию диалек­тики, определил значение этики в системе общественных отношений. Свои этические взгляды философ изложил в трудах "Философия пра­ва", "Феноменология духа", "Энциклопедия философских наук". Гегель разграничил понятия "мораль" и "нравственность". Нравственность - это объективный аспект поступков человека, то, ка­кими они являются на самом деле.

Нравственность:

- совпадает с нравами общества на данном этапе его развития, является общественной природой человека;

- объединена с политическим сознанием людей;

- не связана с волей индивида;

- это преодоление человеком своей естественной природы, подчинение индивидуальности интересам государства. Формами развития нравственности являются: семья, общество, госу­дарство.

Основными нравственными ценностями Гегель считал труд и силу духа, выраженную в деятельности человека. Человек, занятый созидательным трудом, является двигателем исторического прогресса. Гегель развивал идею Канта о нравственности как преодолении есте­ственной природы индивида. Поскольку общественный интерес выше интересов индивида, то общественная нравственность выше индивиду­альной нравственности.

Гегель, полемизируя с Кантом, утверждал, что нельзя возводить убеж­дения и совесть индивида в ранг закона. "Единство субъективности и объективного в себе... есть нравственность". Содержание нравственности - моральные законы, которыми руковод­ствуются члены общества.

Гегель считал, что с переходом в каждую новую историческую эпоху нравственность поднимается на более высокую ступень развития.

Мораль - субъективный аспект поступков человека, какими он их видит. Это сфера личностных убеждений, оценок, переживаний. Мораль явля­ется результатом современного классового общества, в котором люди разъединены, отчуждены от государства. Они должны руководствовать­ся юридическими нормами и выполнять определенные обязанности. Вне юридического принуждения возможны моральное сознание (воля и долг) и моральный выбор.

Согласно Гегелю моральность - это форма соотношения индивида и общества, свойственная данному историческому периоду, ступень раз­вития общества.

Гегель утверждал, что на качественно новой ступени развития будут возрождены античные идеалы:

- свободное развитие всех слоев общества;

- преодоление атомизации интересов;

- слияние нравственности с законом государства и др.

Зло Гегель считал движущей силой исторического развития и рассматривал как положительный фактор.

Гегель разграничивает понятия "свобода" и "произвол".

Произвол - свобода действий, противоречащая нравственности.

Свобода - это:

- соединение разума и воли;

- познанная необходимость;

- замена эгоистических интересов всеобщими.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: