Христианская этика К.С. Льюиса
Христианская этика C.Л. Франка
Неопротестантизм
Неотомизм
Нового и Новейшего времени. Религиозные этические учения
Вопрос 7. Развитие этической мысли
1. Неотомизм - официальное учение католической церкви. Основные положения:
• источником морали является божественный разум. Он вечен, обладает всей полнотой моральных возможностей, определяет моральные требования;
• земная жизнь человека неразделима со злом и не предусматривает истинного блаженства;
• причины страданий людей, зла, грехов: несоблюдение норм божественной морали, свобода человека;
• человек может достичь счастья и спасения души, только подчиняясь законам Божьим.
2. Неопротестантизм (утверждает, что нравственность является божественным предначертанием.
Человек греховен по своей природе и не способен выполнять божественные заповеди в своей земной жизни.
Нравственность - это стремление человека к Богу, любовь, милосердие и т. д.
3. Философ С.Л. Франк (1877 - 1950) в работе "Смысл жизни" утверждал бессмысленность:
|
|
• существования человека вне отношений с Богом;
• попыток людей переделать несовершенный мир;
• уверенности людей в истинности их представлений о добре и справедливости.
Абсолютным и вечным благом является Бог. Человек должен отдавать жизнь служению Богу, осознавать это служение, сознательно уничтожить в себе тварное ради торжества Божественного начала.
Франк считал, что истинное моральное деяние не проявляется во внешней активности, а заключается в духовном и душевном труде, накоплении духовных богатств ("взращивание в себе добра").
Человеческие блага (любовь, богатство и пр.) должны быть поставлены на службу Богу, любви к ближним и облегчениюих страданий.
По мнению Франка, зло - пустота, которая должна быть заполнена добром. Силой со злом бороться нельзя, но необходимо ограждать добро от его разрушающей силы.
4. Философ К.С. Льюис (1898 - 1963) в работах "Просто христианство", "Любовь" и др. дал характеристики добродетели христианской любви. Он утверждал, что истинно верующий человек должен пожертвовать земной любовью, привязанностью к родным и близким ради любви к Богу.
Бог даровал человеку благодатную любовь - милосердие. Оно бескорыстно, может быть обращено на врагов и злодеев, обращено к Богу.
Льюис охарактеризовал также любовь-нужду: человек нуждается в Боге, чья благодать делает эту зависимость свободой; человек нуждается в любви и сочувствии других людей.
Оптимальным является сочетание естественной любви человека (дружба, привязанность и др.) и милосердия.
|
|
5. Христианский модернизм. Немецкий пастор Д. Бонхеффер (1906 - 1945) -участник антифашистского движения, был казнен. Главные труды: "Покорность и сопротивление", "Этика" и др.
Пастор утверждал, что Иисус Христос символизирует собой единство греховного мира людей и Царства Божия.
Современный человек:
• несет ответственность за порядок в мире;
• не нуждается в Боге как опоре, компенсации человеческой слабости;
• оставлен Богом, чтобы получить возможность действовать самостоятельно.
Бог (Иисус Христос) воплотился в мире людей (Иисус), является страдающим и сострадающим началом.
Единственной сферой служения Богу является служение людям. Христианин, по мнению Бонхеффера, должен стремиться не к спасению своей души, а бороться за счастье ближних.
Тема 8. Учителя человечества
План:
Вопрос 1. Проблема нравственного прогресса
Вопрос 2. Конфуций
Вопрос 3. Будда
Вопрос 4. Моисей
Вопрос 5. Иисус Христос
Вопрос 6. Мухаммед
Литература:
1. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. — Гардарики, 2003. — 472 с.
2. Дружинин В.Ф., Демина Л.А. Этика. Курс лекций. — М.: Изд-во МГОУ, 2003. — 176 с.
3. Жаринов В.М. Этика Учебное пособие для вузов. — М.: Изд-во ПРИОР, 2003. — 206 с.
4. Словарь по этике. — М.: Политиздат, 1983. — 445 с.
5. Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового завета
6. Новый Завет
7. Тора (пятикнижие Моисеево). — М.: «Шамир». 1993
8. Коран. — М.: СП ИКПА. 1990.
9. Древнекитайская философия. Собрание текстов в двух томах. Т. 2. М., «Мысль», 1972.