Вопрос 1. Проблема нравственного прогресса
L "Прогрессивистский " взгляд на развитие морали
1. История этической мысли является отражением эволюции норм морали. Этот процесс включает как позитивные достижения, так и негативные явления в области морали. Мораль была сформирована в процессе социализации человека:
• выделение человека из животного мира, преодоление биологических рефлексов;
• образование социальных общностей;
• становление отношений в коллективе;
• возникновение правил общежития.
Мораль эволюционировала от внутриплеменных правил до общечеловеческих моральных норм. Возникают высшие ориентиры нравственного поведения и сознания людей (принципы "высокой" морали).
С установлением господства христианской религии добродетели прошлых времен (справедливость, мужество и др.) дополнились христианскими добродетелями: милосердием, любовью (которая распространяется даже на врагов) и т. д. Религиозная мораль является объединяющим началом: она обращена ко всем людям вне зависимости от социальной принадлежности, пола, национальности, места и страны жительства.
|
|
Улучшение нравов общества связано с возвышением роли разума человека. Новшества в морали явились результатом роста самосознания человека, морального творчества индивида.
Идеи морали распространяются на все сферы общественного сознания:
• политику - осуждение безнравственных политических решений и т. п.;
гуманистические принципы морали зафиксированы в международных соглашениях;
• экономику - соблюдение договоров и пр.;
• гуманизацию сферы права (движение за отмену смертной казни);
• экологическое движение - защита окружающей среды и т. д.
Расширяется сфера применения норм морали. Явления, которые в прошлые века были морально нейтральными, получают моральные оценки
(например, современных людей возмущают случаи жестокого обращения с животными).
Усложняется механизм воздействия морали. В прошлом основными регуляторами являлись принуждение, страх и др.
В современном обществе человек получил возможность свободного морального выбора.
2. Многие моралисты придерживаются скептических взглядов на процесс нравственности. Нравственный прогресс связан с социальными условиями. Падение нравов происходит в период перехода от одного общественно-экономического строя к другому.
Этот процесс сопровождается кризисными явлениями во всех сферах жизни общества (экономике, социальной и духовной сферах и пр.).
Питирим Сорокин выделил следующие признаки нравственного кризиса общества:
• утилитарный подход к оценке социальных явлений и деятельности людей;
|
|
• стремление людей к богатству и чувственным наслаждениям;
• моральная атомизация индивидов;
• моральная анархия.
Моральная анархия выражается в:
• установлении каждым человеком собственных моральных норм;
• изменчивости нравов;
• отсутствии чувства моральной ответственности;
• иррациональности морального мышления;
• увеличении роли насилия в обществе и др.
В XX в. в условиях развитой индустриальной цивилизации частота войн превысила среднюю частоту войн прошедших веков в 1,5 раза (Серебрянникова В.В. Социология войны).
Вооруженные конфликты XX в. (военные, этнические) включают разнообразные методы борьбы, которые в основном направлены против мирного населения: экономические (санкции, эмбарго), информационные, идеологические, диверсионные, террористические. Создавали концентрационные лагеря, гетто, применялись массированные бомбардировки, усовершенствованное оружие массового поражения.
Вооруженные конфликты становятся средством наживы: войны могут быть развязаны из-за столкновения экономических интересов, на поставках оружия наживаются огромные капиталы.
В условиях кризиса индустриального общества возникает угроза нравственного отчуждения личности вследствие опосредованного характера общественных отношений, взаимоотношений людей (Интернет и пр.), рационализации восприятия внешнего мира, утраты природного, эмоционального восприятия.
Этому способствуют средства массовой информации практикующие:
• манипулирование сознанием людей, общественным мнением;
- фальсификацию духовных явлений;
• пропаганду эстетики насилия и жестокости и т. п.
Однако во все эпохи моралисты констатировали падение нравов. Последовательно ухудшающаяся нравственность должна была в результате свестись к нулю, но этого не случилось, как не было в истории человечества и "золотого века" морали.