Мораль социалистического общества

Вопрос 1. Этика XX в. Марксистская этическая теория

Вопрос 3. Русская этическая мысль XIX - XX вв. Этические взгляды Ф.М. Достоевского

Тема 7. Этическая мысль XX века

План:

Вопрос 1. Этика XX в. Марксистская этическая теория

Вопрос 2. Этическая мысль XX в. АльбертШвейцер

Вопрос 4. Русская этическая мысль XIX - XX вв. Л. Н. Толстой

Вопрос 5. Русская этическая мысль XIX - XX вв.Революционные демократы

Вопрос 6. Развитие этической мысли Нового и Новейшего времени

Вопрос 7. Развитие этической мысли Нового и Новейшего времени. Религиозные этические учения

Литература:

1. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. — Гардарики, 2003. — 472 с.

2. Дружинин В.Ф., Демина Л.А. Этика. Курс лекций. — М.: Изд-во МГОУ, 2003. — 176 с.

3. Жаринов В.М. Этика Учебное пособие для вузов. — М.: Изд-во ПРИОР, 2003. — 206 с.

1. Учение К. Маркса и Ф. Энгельса

1. Карл Маркс (1818 - 1883) и Фридрих Энгельс (1820 - 1895) не создали специальной этической теории. Марксистская философия определила новый подход к этическим проблемам - социально-исторический.

В капиталистическом обществе господствовали товарно-денежные от­ношения, имущественная зависимость, эксплуатация и пр. Эти явле­ния оказали влияние на все сферы жизни общества. В обществе (буржу­азном) нарастают индивидуализм и моральное отчуждение человека. Основной ценностью становится богатство. Ценность человека в буржу­азном обществе определяют услуги, которые он может оказать.

Со временем индивидуализм абсолютизируется, становится антигуман­ным и препятствует развитию личности. Духовный мир другого челове­ка воспринимается как враждебный. Маркс утверждал, что выходом из этого положения для человека индустриальной цивилизации стали:

• отчуждение от действующих в обществе моральных норм и ценностей;

• раздвоение моральной личности человека на "неподлинную" и "под­линную" (в личной жизни, вне социальной роли человека);

• отчуждение личности от духовного мира других людей.

По мнению Маркса и Энгельса, мораль социально обусловлена и осно­вана на экономических отношениях в обществе. Основной элемент мо­рали - исторически развивающийся социальный идеал. Пролетариат, будучи самым прогрессивным классом буржуазного общества, должен считать своей целью ликвидацию несправедливого строя, Маркс и Эн­гельс утверждали, что пролетарская мораль:

• исторически прогрессивна;

• основана на "материальной практике";

• носит общечеловеческий характер;

• освобождена от религиозных догм.

Основоположники марксизма развили принцип историзма Гегеля, раз­работали социально-исторический подход к морали:

• нравственность определена образом жизни человека;

• образ жизни определен господствующим в обществе способом произ­водства (не только в материальной сфере, но и всей общественной жизни).

2. Советская этическая теория переосмыслила установки марксизма, до­полнила их новыми идеями. Марксистско-ленинская идеология СССР включала в себя учение о морали.

Цель учения - построение коммунистического общества. В коммунисти­ческом обществе предполагались:

• распределение благ по потребностям членов общества;

• свободное развитие каждого человека как условие свободного развития всех людей;

• высокая сознательность людей, преодоление эгоистических стремлений.

Основные положения марксистско-ленининской этики. Идеалы коммунис­тического общества, по мнению идеологов, достигаются только рево­люционным путем. Революция предполагает насилие в отношении ина­комыслящих. Пролитие крови не исключается. Насилие пытались оправдать тем, что революция совершается в интересах трудящегося боль­шинства.

Пролетарская партия возглавляет революцию, является организатором нового общества.

В. Ленин утверждал, что единственным критерием моральности являет­ся верность задачам пролетарской борьбы и партии.

Идеологи марксизма провозгласили:

• приоритет интересов класса над интересами индивида;

• подчинение человека коллективу (трудовому, партийному);

- личная, семейная жизнь человека подконтрольны коллективу и партии. Безнравственными считались:

• стремление к материальному благополучию;

• бытовые блага, комфорт,

• следование моде и т. д.

В социалистическом обществе формально была провозглашена свобода совести. Однако единственно верной считалась безрелигиозная мораль. Ве­рующие часто подвергались преследованию.

Важным принципом марксистско-ленинской этики является интерна­ционализм: братство угнетаемых классов разных стран, помощь в осво­бодительной борьбе пролетариата других стран.

Обязательной чертой морального человека социалистического обществ;

являются оптимизм, вера в светлое будущее, победу коммунизма и пр. Моральная рефлексия, пессимизм, сомнения отвергались как буржуазные, разлагающие.

Практическая мораль в сфере политики базировалась на принципах выработанных Макиавелли. Основной целью (победой коммунизма)

оправдывались жестокость, репрессии, преследование инакомыслящих и др.

Социалистическая мораль в идеале означала:

• гуманизацию всех сфер жизни общества и человека;

• духовный рост индивида;

• личную ответственность каждого человека за жизнь общества;

• рост солидарности членов общества, общение, основанное на духовных интересах людей;

• уважение к труду;

• заботу общества о детях, престарелых, больных и т. д.

Предполагалось, что в коммунистическом обществе нравственная регу­ляция заменит правовую, то есть люди достигнут высокого уровня раз­вития нравственного сознания.

По сравнению с кризисной капиталистической моралью идеалы ком­мунистической морали отличались прогрессивностью и гуманностью. Социалистическая мораль не была реализована в полной мере.

Вопрос 2. Этическая мысль XX в. Альберт Швейцер


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: