Революционные демократы

2. Идеалистическая философско-этическая мысль (философия "всеединства" и экзистенциальная философия)

1. Революционные демократы (В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Черны­шевский, НА. Добролюбов и др.) не создали целостной этической кон­цепции. Они развивали идеи французских материалистов XVIII в. и при­держивались материалистического понимания нравственности.

Свою этическую позицию революционер-демократы называли "разум­ным эгоизмом". Она заключалась в добровольном, бескорыстном подчи­нении личных интересов общему делу (освобождения крестьянства). Революционные демократы выдвинули идеи:

• осуждения всех форм эксплуатации человека человеком;

• утверждения значимости мотива поступка при его моральной оценке;

• утверждения долга как потребности человека и др.

2. Идеалистическое течение российской философско-этической мысли. Его направления: философия "всеединства" и экзистенциальная философия. Особенностями идеалистической философии являются:

иррационализм (принцип изучения морали, отрицающий ведущую роль разума в ее исследовании);

панэтизм (представление о всеобъемлющем характере морали и перво­степенной значимости этики, которая должна охватывать все мировоз­зрение).,

В условиях кризиса российского общества тех лет возникли сомнения в возможности рационального познания мира, вследствие чего начался поиск иррациональных способов познания бытия. Он происходил в фор­мах.

• умеренного иррационализма ("всеединство");

• антирационализма;

• религиозно-мистического иррационализма (утверждение безусловной значимости религии).

Идеалистической философии был свойствен панэтизм - утверждение приоритета этической проблематики в философии. Он возник в связи с попытками решить экономические и социальные проблемы России сред­ствами идеологии (в первую очередь нравственности). Философы-идеа­листы считали главной целью своей деятельности нравственное обнов­ление общества.

Владимир Сергеевич Соловьев (1853 - 1900) - русский философ и публи­цист. Его труды: "Кризис западной философии против позитивистов", "Чтение о богочеловеке" и др.

Соловьев писал: "Построение философской этики как высшего судили­ща всех человеческих стремлений и деяний есть... важнейшая задача со­временной мысли". Он пытался создать концепцию практического идеа­лизма, в рамках которой обосновал принцип "положительного всеединства".

На этом принципе основано цельное знание - синтез веры, интуиции и творчества. Результатом реализации этого знания является теософия. Глав­ной составляющей теософии является этика. Предмет теософии - синтез абсолютного начала с человеком (субъек­тивная этика) и с человечеством (объективная этика). Огромное значение Соловьев придавал исследованию нравственной дея­тельности, которая может рассматриваться как с внутренней стороны (деятельность реализуется в богочеловеке - совершенной личности), так и с внешней (деятельность реализуется в богочеловечестве - совершен­ном обществе).

Основным вопросом этики является вопрос о смысле жизни человека. Соловьев выделял три основы морали: стыд, жалость и благоговение. Последователи Соловьева главное внимание уделяли религиозной де­терминации морали.

Экзистенциализм. Николай Александрович Бердяев (1874 - 1948), фило­соф и публицист, свои этические мысли изложил в работах "Борьба за идеализм", "Критика исторического материализма", "О новом русском идеализме" и др.

Он выделял "философию трагедии" (отражающую сущность морали) и "философию обыденности" (поверхностный обзор жизни людей). Бер­дяев считал, что предметом этики является противопоставление долж­ного и сущего.

Бердяев противопоставлял нравственность подлинную и неподлинную, социальную; утверждал индивидуальные нравственные ценности и отри­цал общезначимость, общеобязательность морали. Н. Бердяев писал: "Постигнуть смысл жизни, ощутить связь с этим объек­тивным смыслом есть... единственно важное дело".

Все философы-идеалисты разделяли эту точку зрения. Им были свой­ственны пессимистическое отношение к действительности и оптимизм, связанный с утверждением высшего идеала, который должен преодо­леть зло и придать смысл жизни -

Лев Шестов - писатель. Его работы: "Апофеоз беспочвенности. Опыт адогматичного мышления", "Достоевский и Ницше", "На весах Иова" и др.

Шестов отвергал все общезначимые ценности: свобода, разум, мораль и др.). Он утверждал: "Всем можно пожертвовать, чтобы найти Бога".

Евгений Николаевич Трубецкой - писатель и политический деятель. В ра­боте "Смысл жизни" он писал: "Бог как жизненная полнота... и есть то, ради чего стоит жить и без чего жизнь не имела бы цены".

Смысл жизни - высшая ценность, которая:

• может быть познана с помощью мистической интуиции;

• должна быть свободно принята человеком и воплощена в его деятельно­сти.

Нравственную свободу российские философы понимали как деятель­ность личности, нравственная установка которой - добровольный отказ от своеволия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: