Вопрос 5. Добро и зло. Зло

Польза

Понятие добра. Доброта. Добродетель. Релятивизм

Вопрос 4. Добро и зло. Добро.

1. Добро и зло - основные категории этики и морального сознания челове­ка. На понятиях добра и зла основаны все этические представления. Понятия добра и зла:

• являются обобщенными;

• обозначают диаметрально противоположные характеристики;

• выражают важнейшие установки морального сознания.

Обобщенное определение добра - положительное, значимое для человека (сообщества людей), необходимое условие жизни человека и общества. Добро ассоциируется с гармонией, благополучием и т. п.

Понятия "добро" и "благо" часто употребляют как синонимы. Они приме­няются к нравственному поведению, материальным ценностям. Положи­тельная оценка явлений и вещей основана на понимании добра (блага) как того, что ценно, значимо для людей.

Смысловые различия в употреблении слова "добро".

Относительный смысл: хорошее, полезное для данного человека в дан­ных обстоятельствах.

Абсолютный смысл: добро в абсолютном значении - это:

• выражение самоценного добра (не являющегося средством достижения цели);

• выражение положительного значения явления относительно высшей ценности (идеала).

Добро в абсолютном смысле является этическим понятием.

• В обыденном сознании добро (благо) является результатом субъективной оценки человека.

• В религиозном сознании добро, благо:

• является характеристикой мира;

• задано Богом, существует объективно;

• является самим Богом (высочайшим благом).

Зло является противоположностью добра.

Формирование понятий добра и зла шло в процессе становления мора­ли. Происходило осознание добра и зла как ценностей, не связанных с

природными явлениями (которые могут быть полезными и вредны» но находятся вне категории морали).

Добро и зло являются характеристиками поступков, то есть действий, совершенных намеренно, свободно, соотнесенных с идеалом.

Содержание добра и зла обусловлено идеалом нравственности:

• добро - то, что стремится к идеалу;

• зло - то, что отдаляется от идеала.

Доброта. Добрым можно назвать человека, творящего добро. Доброта:

• выражается в жизни, практической деятельности людей;

• свойственна целостной личности (добрый человек добр и в поведена и в мыслях);

• неэгоистична: добрый человек жертвует частными интересами ради блага других.

Добродетель нравственно положительные качества человека. Добродетели:

• отражают разные стороны добра;

• воспитываются в людях.

Разным историческим эпохам, культурам, моральным системам были свойственны разные добродетели. Добродетель одной системы могла бы пороком в другой (стоическое бесстрастие с точки зрения христианства является пороком).

Релятивизм. Понятия о добре и зле, моральные суждения относительны. У каждого человека есть свои склонности (тяга к удовольствиям и;

аскетизму и пр.). Релятивизм моральных суждений может вылиться моральный волюнтаризм, аморальность.

Все ценности получают моральные оценки в зависимости от того, как человек переживает их в своим опыте. Моральные понятия добра и а проявляются через моральный опыт людей.

Утверждение добра в борьбе со злом происходит в духовном мире человека.

2. Польза. Во многих этических учениях (утилитаризм, прагматизм) добром считают все, что полезно, моральной называют систему взаимной полезности людей Человек согласно этим теориям заботится прежде всего о своей пользе (материальных, социальных и других благах).

Сведение добра к пользе размывает грань между добром и злом. Для достижения личной цели может быть полезно совершить безнравственный поступок. Кроме того, потребности человека могут быть извращенными, опасными для других людей.

Польза является средством достижения добра. В разных моральных системах добром, которое нельзя свести к полезнос­ти, являются высшие ценности. Они самоценны, не утилитарны. Выс­шие ценности не приносят конкретной выгоды людям, иногда даже требуют жертвования своими интересами. Высшими ценностями являются: гуманность, справедливость, любовь и др., а в религиозной этике - любовь к Богу, спасение души, милосер­дие и пр.

Добро обязательно бескорыстно, поэтому отношения взаимной полез­ности не могут считаться добром, поскольку основаны на эгоистичес­ких интересах. Добро основано на потребности человека дарить добро другим людям.

1. Злo. Виды зла

2. Религиозные теории происхождения зла... -

1. Зло ассоциируется с разрушением, гибелью. Можно выделить следую­щие виды зла:

* природное, естественное зло (стихийные силы, болезни и др.) не зави­сит от воли и деятельности человека;

* социальное зло:

* является частью исторического процесса,

* рождается под влиянием деятельности людей;

* не может контролироваться человеком.

Например, бунты, революции, войны являются результатом столкно­вения интересов и воли множества людей, являются стихийной силой, не подвластной воле индивида;

- нравственное зло, которое творится под воздействием-

* сознания человека;

* воли человека,

* морального выбора человека.

Виды морального зла, выраженные в человеческих пороках (нравственно отрицательных качествах):

* враждебност ь - активное зло, направленное на других людей, их жизнь и благополучие; сознательно причиняемый вред (насилие и т. п.), не являющийся средством обороны;

* распущенность - зло, направленное на себя, пороки человека (лень, обжорство и т. д.). Распущенный человек:

* становится рабом своих страстей и тяги к удовольствиям;

* нарушает социокультурные запреты,

* не способен к деятельной любви к ближнему.

Многие мыслители пытались объяснить укорененность морального зла природе человека, то есть человек от природы зол и эгоистичен, находится в состоянии конкурентной борьбы с другими людьми. 3. Фрейд, например, утверждал, что враждебность, агрессия - это присущий человеку инстинкт смерти.

Теория "фрустраиии - агрессии". Агрессия возникает в ответ на помехи в достижении цели или обиды, может быть направлена не по адресу и т.д.

Государство и мораль созданы для регуляции "борьбы всех против всех" и сохранения людей от взаимного истребления. (Этих взглядов придерживались И. Кант, Т. Гоббс и др.)

Ф. Ницше утверждал, что зло:

* укоренено в природе человека;

* является проявлением воли к власти, присущей всему живому;

* морально оправдано (быть злым - значит утверждаться).

В марксистском учении зло считалось порождением частной собственности.

2. Религиозные концепции происхождения зла. Учение пророка Заратустры (зороастризм) отстаивало версию о моральной двойственности, лежащей в основе мироздания:

добрый могучий дух создал все разумное, доброе, чистое и поддерживает жизнь на земле;

злой могучий дух создал все злое, нечистое, неразумное (смерть, бесплодные земли и т. д.).

Еретическая христианская секта манихейцев поддерживала идею морального дуализма мира и соединяла учение Нового Завета с зороастризмом.

Христианство видело в основании мира добро:

• мир сотворен триединым Богом;

• Бог есть абсолютное Благо и Любовь;

• Бог всемогущ и вездесущ, ничего на земле не происходит без его ведома;

• в творении Божьем не может быть заложено зло.

Присутствие зла в мире теологи объясняли падением ангела Люцифера, который:

* употребил во зло данную ему Богом свободу;

* впал в грех гордыни, пожелал стать равным Творцу, занять его место;

* совратил сонм ангелов, которые превратились в бесов, пособников зла. Люцифер стал символом зависти к творческому гению, эгоистической жажды самоутверждения. Люцифер, олицетворение зла, вторичен, яв­ляется тварью Божьей и, в конечном итоге, подчинен Богу.

Человек создан Богом по своему образу и подобию. Он наделен свобо­дой морального выбора: следовать Божьим заветам или идти путем гре­ха, поэтому несет ответственность за свой выбор.

Распространение зла в мире людей произошло в результате грехопаде­ния Адама и Евы, впавших в грех гордыни и пожелавших уподобиться Богу и узнать, что есть добро и зло.

Ведическая версия происхождения зла:

• зло в мире отсутствует;

• несовершенство мира является:

* кажимостью, поскольку человек смотрит на мир со своей ничтожной, ограниченной позиции;

* является неотъемлемой составляющей мироздания, гармонично соче­тающейся с другими его элементами;

• действительность в ее истинном виде можно понять и правильно оце­нить, только возвысившись над человеческой ничтожной точкой зре­ния, выйдя за рамки эмпирического.

Современные "холические" представления о мире:

- мир - совершенное, гармоничное единство противоположностей (чер­ное - белое, мужское - женское и пр.);

• составляющие мироздания являются необходимыми условиями суще­ствования друг друга;

• противоречивость действительности не является ни добром, ни злом. Зло является результатом отношения людей к чему-либо как к злу.

Вопрос 6. Добро и зло. Противоречия в понимании добра и зла


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: