Различные подходы к пониманию иерархии ценностей

Вопрос 1. Ценности

1. Ценности, Высшее благо

1. Человек существует в мире ценностей, которые представляют собой:

• значимые для человека объекты (материальные и идеальные);

• устойчивые, обобщенные представления о чем-то как о благе, отвеча­ющем потребностям, интересам человека (общества).

Человек ориентируется на ценности в своих суждениях, деятельности, моральном выборе.

Ценности объединены в систему ценностных ориентации, которая яв­ляется потребностью человека.

Ценности различают по их:

содержанию (польза, добро, власть и др.);

знаку - положительные и отрицательные, отвечающие и не отвечающие интересам человека (польза - вред и т. п.).

Выделяют также ценности практические и духовные, высшие и низ­менные.

Некоторые ценности являются общими для всех людей вне зависимос­ти от различий (социальных, национальных, половых, возрастных и др.) и стечения обстоятельств.

Все, что ценно для человека вообще, называется высшим благом. Оно безусловно, абсолютно, универсально (должно быть принято каждым человеком).

2. Аристотель утверждал, что высшим благом для человека является разумная деятельность души. Все остальные ценности соотносятся с высшим благом.

Подход к пониманию ценностей, предложенный Э. Фроммом (психоаналитическая психология). Он утверждал, что человек:

• обладает разумом;

• находится вне природы, отделяет себя от других живых существ;

• осознает границы своего существования, его конечность;

• способен выходить за пределы своего "я".

Каждый человек в младенчестве находится в природном гармоничном единстве с матерью. Взросление представляет собой процесс:

• разрыва связи с матерью, семьей;

• осознания различия меду собой и другим человеком;

• обретения сознания;

• развития личности.

Автономия человека сопровождается обособленностью, отчужденностью. У обособленного человека возникает потребность в:

• идентификации;

• единении с другими людьми;

• стабильности общения с людьми.

Фромм утверждал, что эти потребности являются базовыми, но в реальной жизни редко осуществляются, и их удовлетворение человек воспринимает как высшее благо, идеал.

Религиозный подход к иерархии ценностей. Бог - это абсолют. Божьи заповеди содержат основные нравственные ценности и нравственные требования. Основным предназначением человека являются совершенствование, спасение души, приобщение к Богу.

Высшими являются ценности, с помощью которых человек:

• приобщается к Богу;

• возвышается над своим плотским существованием.

Ориентируясь на низшие ценности, человек становится рабом страстей, погрязает в обыденности и т. п.

Социологизаторский подход к иерархии ценностей:

• интересы человека должны быть подчинены интересам общества (груп­пы, коллектива);

• мораль является средством подчинения личных интересов;

высшие ценности - ценности, ориентирующие человека на достижение общественного блага.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: