double arrow

Смена идеалов. Нравственный конфликт поколений


Идеализм

Идеал единства

Вопрос 3. Идеал единства. Конфликт поколений

1. Идеал единства лежит в основе культуры Европы. Учение натурфилосо­фов о всемирное, едином начале Космоса было воспринято христи­анской философией.

Христианскиемыслители утверждали, что в условиях автономного су­ществования человека реализация идеала возможна только как самосо­вершенствование человека, духовное единение людей. Нравственный долг человека обусловлен идеалом единства. "Возлюби ближнего, как самого себя". Богословы утверждали, что:

• высший идеал (Царство Божие) утверждается в духе;

• духовное единение достигается раньше другого.

Идея единства лежит в основе всех мировых религий, провозглашается высшим нравственным идеалом.

Соииолагизаторскийподход к интерпретации единства: идеал единства является требованием укрепления общества.

Утопический подход: идеал единства осуществляется только в разумной реорганизации жизни общества. Мыслители этого направления видели предпосылки единства в разделении труда и производственной коопе­рации, в установлении справедливых форм собственности и др.




Гармоничность человеческих отношений является одним из условий нравственного прогресса.

2. Нравственный идеализм - вера человека в существование:

• принципов и норм поведения, соблюдение которых позволяет сохра­нить чувство собственного достоинства;

• святого, значимого для всех людей;

• высокой цели (родина, культура и пр.), которой должен служить чело­век.

Идеализмом являются:

• надежда на полную реализацию идеала в реальной жизни;

• оторванность от реальной жизни, непонимание ее.

Идеализму противопоставляется реализм/меркантилизм (убежденность в том, что все подчинено интересам людей и их стремлению к выгоде).

Нравственный идеализм может вылиться в неприятие реальной жизни, "уход в себя" (эскапизм), моральный нигилизм, ригористические требования, предъявляемые к другим людям.

3. Смена идеалов. Идеал определяет нравственные требования к совершенной личности, но меняет свое содержание в ходе изменений условий жизни людей. В процессе смены исторических эпох и поколений люд происходят:

• корректирование идеала;

• включение в него новых установок.

Содержание идеала (представления о качествах человека) меняется в зависимости от объективных условий и субъективных предпочтений люде Смена идеалов происходит в условиях обострения противоречий, конфликтов между обществом и личностью.

Смена идеалов во все эпохи сопровождаласьморальным конфликтом поколений ("отцов и детей"). Этот конфликт - вид социальных противоречий, свидетельство несхожести целей, моральных оценок, мотив деятельности и т. д.



Нравственные конфликты являются показателями отсутствия:

• общенациональной цели;

• воспитательной политики в отношении молодежи;

• попыток решения проблем на основе социальной справедливости. Можно выделить межличностный и внутриличностный конфликты. Признаки конфликтов:

личностный характер;

• возможность выбора поведения;

• возможность выбора средств и путей решения.

Решение конфликта возможно с помощью диалога и компромисса. Компромисспозволяет избежать насилия, учесть интересы всех участник

конфликта. Компромисс должен опираться на принципы нравственности.

Решение конфликта зависит от моральных свойств личности, ее воспитания (и самовоспитания).

Моральное воспитание молодежи необходимо для укрепления духовной связи поколений, воспроизводства системы общественных отношений.







Сейчас читают про: