Добро и зло как основа этических категорий. Природа и содержание добра и зла

По своему императивно-ценностному содержанию добро и зло как бы представляют собой две стороны одной медали. Они взаимно определены, и в этом они как бы равны. Человек узнает зло, поскольку имеет определенное представление о добре; он ценит добро, испытав на собственном опыте, что такое зло. Кажется, логично желать только добра, и нельзя в полной мере отрешиться от зла, не рискуя в то же время потерять добро. Существование зла порой представляется своего рода условием или непременным сопутствующим обстоятельством существования добра. Добро и зло связаны тем, что они взаимно отрицают друг друга Они содержательно взаимозависимы. Однако, равны ли они и своему онтологическому статусу, и соразмерны ли по аксиологическому статусу? На этот вопрос давались разные ответы. Согласно одной, менее распространенной точке зрения, добро и зло являются однопорядковыми началами мира, находящимися в постоянном и неустранимом единоборстве. Такая точка зрения признающая равновеликость противоположных начал мира, называется дуализмом' Наиболее ярким выражением религиозно- этического дуализма стало в первой половине III в. манихейство - учение, основанное персом Мани на базе различных религиозных традиций. Согласно манихейству, в мире борются два независимых и самостоятельных начала добра и зла или света тьмы. В ходе их постоянной борьбы происходит смешение различных элементов добра и зла. Посланники Бога - Будда, Заратустра, Иисус и, наконец, сам Мани - должны были, по этому учению, навсегда утвердить четкие границы между двумя началами. Сам Мани был побит камнями по наущению зороастрийских священников, но его учение достигло Европы и в виде тех или иных ересей просуществовало на протяжении всего средневековья. Манихейство является еретической ветвью христианства. (Гусейнов А., Апресян Р. Этика. -М., 1998, С. 243.)

Задумаемся вот о чем: можно ли сказать, что добро и зло сосуществуют так же, как во Вселенной соприсутствуют свет и тьма? Или же их отношения иные - подобные свету и тем как они видятся нами на Земле? Поскольку понятия добра и зла касаются именно людей в их земных свершениях, мы должны, по-видимому, принять второе сравнение. К этому склоняет нас и другая точка зрения относительно природы добра и зла. Как на Земле солнечные лучи являются источником и света, и тени, так и добро со злом, взаимосоотнесены, определены в отношении третьего. Так учат большинство религиозных нравственных учений: добро представляет собой путь абсолютному добру - к Божеству, зло же есть отпадение от божества. Действительным абсолютным мировым началом является божественное добро, или абсолютно добрый Бог. Зло же - результат ошибочных или порочных решений человека, пусть даже провоцируемого Дьяволом, однако свободного в своем выборе. Но ведь и Дьявол, или Сатана, как носитель зла отнюдь не абсолютен; согласно иудейско-христианским воззрениям. Дьявол - это падший ангел, т.е. заблудший сын Божий. Так что и перед человеком стоит задача конечного выбора не между абсолютами добра и зла, но между добром, которое потенциально абсолютно, тяготеет к Богу, и злом, которое всегда относительно. Гусейнов А., Апресян Р. Этика. -М., 1998, с. 245

Таким образом, и добро, и зло относительны - в их соотнесенности с высшим благом, нравственным идеалом как образом совершенства, или Добра (с большой буквы). Но противоположность добра и зла абсолютна. Эта противоположность реализуется через срез человека: через его решения, действия и оценки. Иногда можно услышать слова об абсолютном зле. Это выражение может показаться довольно убедительным: если есть абсолютное добро, то должно быть и абсолютное зло. Если исходить в возможных мифологических и религиозных смыслов, то возможны два толкования абсолютного зла. Согласно первому, абсолютное зло воплощает Сатана. Но выше мы показали, что это может быть дуалистическая точка зрения, типа манихейской, которая предполагает существование стоящего над Сатаной Бога. Это может быть также учение в духе мировых религий, где Сатана - падший ангел или заблудший сын Бога; он обусловлен югом и в этом смысле не безусловен.

Согласно другому толкованию, известному всегда, но в виде некоторого культового поветрия получившему распространение в наши дни, начало мира заключено в Сатане, он-то и воплощает абсолютное зло. Соответствующий культ называется сатанизмом. Но поклоняющиеся ему люди, по-видимому, полагают, что в этом заключается благо. Так же и садист, устраивающий кровавую оргию, патологическим образом усматривает в ней благо для себя (пусть и достигаемое ценою мучений других людей, не принимаемых им во внимание). И биржевой спекулянт, вкладывая мощные финансовые средства или просто блефуя, устраивает панику на бирже с тем, чтобы получить великий барыш, который есть для него благо (пусть и получаемое ценою дестабилизации валют ряда стран и банкротств тысяч частных банков, компаний и лиц). Со стороны в этом усматривают «абсолютное зло», тем более, если таким действиям ничего не удается противопоставить, по крайней мере, вовремя. За разговорами об «абсолютном зле» нередко скрывается растерянность перед действительным множеством того, что способно принести человеку напасти, уничтожить его. За разговорами об «абсолютном зле» может скрываться и нежелание или неспособность понять, что действительный источник зла находится в самом человеке, впрочем так же, как действительный источник добра (Гусейнов А., Апресян Р. Этика. -М., 1998, С. 248.)

В выяснении природы добра и зла было бы тщетно искать именно их бытийственную основу. Природа добра и зла не онтологична, а аксиологична. Объяснение их происхождения не, может служить их обоснованием. Поэтому логика собственно, ценностного рассуждения оказывается одинаковой как у того, кто убежден, что базовые ценности даются челноку в откровении, так и у того, кто считает, что ценности имеют «земное» происхождение.

Нормативно-ценностное содержание добра и зла определяется не тем, в чем усматривается источник идеала, или высшего блага, а тем, каково его содержание. Если нравственный идеал, как было установлено в предыдущей теме, заключается во всеобщем. духовном единении людей и в этом состоит абсолютное добро, то злом будет все, что препятствует этому, что мешает человеку творить добро, противостоя соблазнам и стремясь к совершенству. Конкретизируя содержательно понятия добра и зла, следует сказать следующее:

а) Добро утверждается в преодолении обособленности, разобщенности, отчуждения между людьми и установлении взаимопонимания, согласия, человечности в отношениях между ними.

б) Как человеческие качества добро, т.е. доброта, проявляется в милосердии, любви, а зло, т.е. злобное - во враждебности, насилии.

Однако логика морали далеко не всегда совпадает с логикой истории. Одетого, что социальный и технический прогресс всего человечества покупается великим множеством индивидуальных и коллективных жертв, зло не прибавляет в цене. Оно не перестает быть злом. И из этого уж никак не следует, будто бы именно благодаря тому, что совершается зло, происходит исторический прогресс, как бы его ни понимал тот или другой мыслитель. Представим те ситуации, в которых присутствуют настоящие цены.и платежи: цена объявляется на что-то и люди платят за что-то. 'Неверно думать, что происходящее в истории зло целенаправленно осуществляется бессердечными людьми, стремящимися таким 0бразом содействовать прогрессу и не принимающими во внимание вынужденные отрицательные последствия для люден творимого ими. Характерно, что моральный мыслитель и язвительный критик общественных нравов Мандевиль указывает лишь на то, что за человеческими действиями следует видеть не только и даже не столько моральные мотивы, сколько мотивы эгоистические. Политико-экономический мыслитель Маркс отвлекается от моральных и духовных измерений человеческой активности. Для него прогресс цивилизации, а именно развитие производительных сил и производственных отношений, и составляет содержание истории.

Между тем, этический смысл того, что нечуткими к нравственности мыслителями воспринимается как конструктивность зла, состоит не в том, что благодаря злу, в его борьбе с добром в этом мире происходит что-то значительное, а в том, что само наличие добра и зла как альтернатив человеческого выбора свидетельствует о возможности человека выбирать, и что-то значительное в этом мире происходит благодаря свободе человека, которая, в частности, проявляет себя и в свободе творить зло.

Вопрос 2. Специфика правового регулирования поведения человека. Сущность либеральной трактовки права. Право и этика в медицине:

Правовое регулирование – это упорядочение поведения людей в различных сферах жизнедеятельности с помощью технических и социальных норм. Шершеневич Г.Ф. в своей работе «Общая теория права» (М., 1910 г.) писал, что где есть общество - должны быть и правила общежития, или социальные нормы. Социальная норма- правило поведения, связанное с регулированием общественных отношений. К социальным нормам относятся правовые нормы, моральные нормы, религиозные нормы, обычаи, традиции, корпоративные нормы. В системе социальных норм правовые нормы охватывают все области общественной жизни. Правовая норма- это общеобязательное, формально определенное поведение, установленное и обеспечиваемое государством, направленное на урегулирование общественных отношений. Моральные нормы- это правило поведения, регулирующие общественные отношения с позиции добра и зла, справедливости и несправедливости и т.д. Мораль возникает вместе с обществом, а право – вместе с государством. Мораль содержится в сознании, а правовые нормы выражены в нормативных актах, имеющих письменную форму. Моральные нормы начинают действовать по мере их осознания, а правовые нормы в конкретно установленный срок, моральные нормы обеспечиваются мерами общественного воздействия, а правовые – мерами государственного воздействия. В современном демократическом государстве правовые и религиозные нормы взаимодействуют в процессе упорядочения общественных отношений. Зачастую правовые нормы вытекают из религиозных,типа «не убий», «не укради». Кроме социальных норм есть технические. Техническая норма-правило обращения людей с орудиями труда и предметами природы. Разумеется, технические нормы, как и сама сфера их приложения, не могут существовать изолированно, в отрые от социальных норм и сфер их непосредственного применения. Корпоративные нормы схожи с правовыми – это правила поведения в организованных сообществах, распространяющиеся на его членов и направленные на обеспечение организации и функционирования сообщества, но они не обеспечиваются государственным принуждением. Именно государство является единственным и исключительным источником права, что все то, о чем говорит государство через свои законы – это есть право. Нормы права составляют основу, базис любой системы права. Они исходят от государства и представляют собой общеобязательные правила поведения. Нормами права регулируются не все, а лишь наиболее важные для жизнедеятельности всего общества и граждан отношения. Наряду с нормами права огромное значение для любой системы права имеют институты и отрасли права.

Институты права представляют собой относительно обособленные группы взаимосвязанных между собой юридических норм, регулирующих определенные разновидности общественных отношений. Например, гражданское право России состоит из таких институтов права, как купли-продажи, поставок товаров, аренды, дарения и пр.

Отрасль права представляет собой совокупность относительно обособленных, автономных юридических норм, регулирующих определенную область(сферу) общественных отношений. Так, совокупность норм права, опосредствующих медицинские отношения, формируют отрасль российского медицинского права и пр. В зависимости от значимости для жизнедеятельности государства, общества и граждан регулируемых общественных отношений каждая отрасль занимает в системе права определенное положение. Ведущую роль среди отраслей российского права занимает конституционное (государственное) право, затем административное право, финансовое право и др.

Либеральная трактовка права возникла во второй половине XVIII в. в рамках просветительской философии и связана с именами И. Канта, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо и др. Она исходит из убеждения, что в праве первичны не запреты и репрессии, не ограничения поведения человека, а наоборот, — его права и свободы. Термину “право” было бы возвращено его подлинное содержание, отражающее социальную природу права: прежде всего, именно право человека на жизнь, собственность, безопасность, свободу совести, слова, перемещения и препинания.
Иными словами, основой права признаются естественные права и свобода человека, которые должны соблюдаться категорически, независимо от любых, пусть даже самых целесообразных требований момента. Никакой государственный запрет и вообще никакое требование к индивиду не должны покушаться на его неотъемлемые права и свободы.

В 1967 году была создана Всемирная Ассоциация Медицинского Права (ВАМП), объединившая в своих рядах врачей, юристов, организаторов здравоохранения, специалистов по этике и других лиц, заинтересованных в развитии и соблюдении прав пациентов и медицинских работников. В составе ВАМП нет России. Этот факт объясняется просто - в России не существует области юриспруденции, которая называется «медицинское право». В основе деятельности любого врача должны лежать принципы профессиональной подготовки, профессиональной этики и профессиональное законодательство. Необходимо создание Медицинского кодекса, который должен послужить основой российского медицинского право. В этом документе должны быть определены пределы компетенции медицины по охране здоровья человека - ее лечебно-диагностические, медико-профилактические и фармацевтические аспекты. В нем должны быть определены основные юридические понятия, которые в настоящее время широко применяются, но по-разному трактуются: врачебное и медицинское вмешательство; врачебные ошибки; врачебные, фельдшерские, сестринские действия и процедуры; единые принципы ведения медицинской документации; права и обязанности должностных лиц (главный врач, его заместители, заведующие отделениями, дежурные врачи приемного отделения и отделений лечебно-диагностического или санитарно-эпидемиологического учреждений, аптек, главные и старшие медицинские сестры и другие должностные лица). Должны быть определены реальные (а не декларированные) права медицинского и фармацевтического персонала, их обязанности. Порядок и процедура разбора конфликтных ситуаций - администрацией, этическими комитетами и в гражданском процессе. Порядок получения информированного добровольного согласия пациента и его оформление в медицинских документах, право на эвтаназию, право на продажу органов пациентом и пр.

Вопрос 4. Соотношение либеральной и консервативной биоэтики. Их мировоззренческие основания. Биоэтика как институт современного общества:

Биоэтика - это современная форма профессиональной биомедицинской этики. В ней задача регулирования человеческих отношений подчиняется задаче сохранения жизни человеческого рода. Задача сохранения жизни непосредственно связана с самой сутью и назначением морали вообще. Даже представители натуралистического материализма не могли этого не признавать. Например, 3.Фрейд доказывал, что все завоевания культуры, и прежде всего морально-этические нормы, произошли из необходимости защитить себя от “подавляющей сверхмощи природы”. Природа, одарившая нас влечениями - сексуальностью, жаждой убийства, каннибализмом, “нас губит холодно, жестоко... как раз по случаю удовлетворения нами своих влечений. Именно из-за опасностей, которыми нам грозит природа, мы ведь объединились и создали культуру, которая, среди прочего, призвана сделать возможной нашу общественную жизнь”[1]. Несколько упрощая позицию Фрейда, можно сказать, что “этическое” являлось у него своеобразной формой защиты от разрушительных начал “природно-биологического”. Сегодня “этическое” вынуждено стать и становится формой защиты “природно-биологического” от разрушительного воздействия современной культуры на свои же собственные естественно-природные основания. Сам термин биоэтика - “этика жизни” - оказывается весьма информативным. Биоэтика как конкретная форма “этического” возникает из потребности природы защитить себя от “подавляющей сверхмощи” культуры в лице ее крайних претензий на преобразование и изменение “природно-биологического”. Это свое культурно-историческое предназначение биоэтика реализует конкретными средствами, которыми располагает то или иное общество, государство, региональное объединение государств (например, Совет Европы) или религиозная традиция.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: