Тема: Доходы и расходы бюджета

Доходы – денежные средства, которые поступают в соответствие с законодательством в бюджет РФ субъектов и МО, за исключением денежных средств, которые являются источниками финансирования дефицита бюджета.

Доходы формируются в соответствии с бюджетным законодательством налоговым и об иных обязательных платежах (страховой взнос во внебюджетные фонды). Все доходы можно классифицировать по основаниям:

1. по юридической форме:

· налоговые доходы (предусмотрены законодательством о налогах и сборах в виде федеральных региональных и местных налогов и сборов, доходы от специальных налоговых режимах, штрафы и пени за нарушения). Имеют первостепенное значение, связано с особыми признаками налогов и сборов, помимо регулирующей функции, они выполняют в первую очередь фискальную функцию, являются базой доходов для всех уровней бюджетной системы.

НК и БК выделяет 2 вида таких доходов:

1) доходы от налогов, закрепленными за определенными уровнями бюджетной системы - федеральные региональные местные налоги и сборы. Доходы от таких налогов зачисляются в соответствующие бюджеты по установленным ставкам по нормативу 100% (НДС – ставка 18%, является федеральным и зачисляется в федеральный бюджет полностью, транспортный налог – региональный. Ставки устанавливают законодательные органы субъектов, доходы от транспортного налога будут зачисляться в бюджет субъекта. Однако, по некоторым налогам ставка может распределяться на 2 ставки, а сумма налога зачисляться в 2 и более бюджета – налог на прибыль предприятий и организаций – общая ставка 20%, в федеральный бюджет – 2 %, в бюджет субъекта 18 %.

2) доходы от федеральных налогов и сборов для бюджета субъекта РФ и региональных налогов и сборов для бюджетов МО, которые зачисляются в соответствующий бюджет по нормативам вычислений, которые предусмотрены бюджетным законодательством и органами законодательной власти субъектов РФ (относится к региональным и местным бюджетам). Например, НДФЛ – федеральный налог, но в соответствие с бюджетным законодательством в бюджет субъекта зачисляется по нормативу 70%, в бюджет ГО – 30%, в бюджет поселений – 10%. Нормативы для бюджета субъекта установлены в БК, а для бюджета МО нормативы устанавливаются законодательством субъекта. При этом, законодательством субъекта должны быть определены единые для всех поселений и муниципальных районов нормативы отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов. Во-вторых, должны быть определены нормативы отчислений в городские округа от ФН и РН. В целях выравнивания, субъект может установить дополнительные нормативы отчислений, но только по НДФЛ.

При формировании налоговых доходов РФ, субъектов РФ и муниципальных образований должны исходить из следующего:

  1. Установление новых видов налогов, их отмена или изменение возможны только в соответствии с налоговым законодательством. По региональным налогам - также осуществляется пределах полномочий, установленных налоговым законодательством.
  2. Федеральный закон, законы субъектов РФ и акты органов местного самоуправления, которые вносят изменения в законодательство о налогах и сборах и изменяют доходы бюджета, должны быть приняты до внесения проекта закона о бюджете на рассмотрение соответствующим законодательным органом.
  3. Если внесение изменений в законодательство о налогах и сборах, которое предполагается вступить в силу в течение текущего финансового года, приводит к изменению доходов бюджета, такое изменение законодательства допускается только в случае внесения соответствующих изменений на текущий финансовый год. Порядок зачисления налогов в бюджет определен налоговым законодательством, они считаются поступившими с момента их зачисления в бюджет соответствующего уровня.

· неналоговые доходы

Несколько видов доходов:

  1. доходы от использования имущества находящегося в государственной и муниципальной собственности.

К ним относят: доходы от арендной платы или иной платы за передачу в возмездное пользование, средства, получаемые от передачи такого имущества в залог или доверительное управление. Плата за пользование бюджетными кредитами. Доходы в виде дивидендов по акциям или доходы в виде прибыли (хоз товарищества и общества, участие в них). Часть прибыли государственных муниципальных предприятий, оставшаяся после уплаты налогов и сборов. Размер такой прибыли устанавливается исполнительными органами государственной власти (Правительством РФ, законами субъектов и актами ОМСУ). Средства, получаемые в виде процентов на счетах бюджетных средств на счетах в ЦБ и иных кредитных организациях.

  1. доходы от продажи государственного или муниципального имущества. Подлежат зачислению в соответствующий бюджет в полном объеме по нормативу 100%
  1. доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями. Такие доходы зачисляются в соответствующий бюджет по подчиненности бюджетного учреждения по нормативу в 100%.
  1. средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, уголовной и иной ответственности. Бюджетный кодекс в зависимости от состава преступлений устанавливает уровень бюджетной системы и размер дохода. Например, доходы от штрафов за нарушение законодательства о нарушениях конституционного строя, безопасности государства, государственной власти, порядка управления, правосудия, военные преступления – в федеральный бюджет по нормативу 100%. За нарушение законодательства о государственных внебюджетных фондах – доход в соответствующий внебюджетный фонд, за нарушение водного и лесного законодательства – в зависимости от того, кому принадлежит тот или иной объект (государственная собственность, собственность субъекта или муниципальная собственность).
  1. иные неналоговые доходы, они могут быть предусмотрены соответствующей подгруппой группы «налоговые и неналоговые доходы» бюджетной классификации.
  1. средства самообложения граждан.

· безвозмездные поступления в бюджет. К ним относятся: дотации субсидии из бюджетов других уровней бюджетной системы, субвенции из федерального и регионального бюджетов, другие межбюджетные трансферты, безвозмездные поступления от ФЛ и ЮЛ, международных организаций, правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.

2. по порядку зачисления:

· собственные – доходы, которые закреплены бюджетным законодательством на постоянной основе полностью или частично за соответствующим бюджетом. К ним относятся налоговые доходы, которые зачисляются в бюджет в соответствие с БК и законодательством о налогах и сборах. Также неналоговые доходы, предусмотренные ФЗ, законодательством субъекта и МО. И также доходы в виде безвозмездных поступлений (за исключением субвенций).

· заемные – их особенность: они используются ИОВ, их использование осуществляется на условиях возвратности и платности для покрытия расходов (в основном для покрытия дефицита бюджета).

· регулирующие – федеральные региональные налоги и сборы, иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений. Они устанавливаются на очередной финансовый год или на долговременной основе. В настоящее время такого понятия в БК нет, вместо него предусмотрено право передачи доходов в бюджет субъекта и право передачи доходов в бюджеты МР и закрепление полномочий по установлению нормативов отчислений.

Все доходы зачисляются на счета Федерального Казначейства, оно осуществляет учет доходов и производит перераспределение в соответствие с установленными нормативами. Учет доходов и распределение производится в соответствие с кодами бюджетной классификации. ФК обязано в течение 1 рабочего дня зачислить доходы на единый счет бюджета.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: