Бюджетный процесс

9.04

Понятие и принципы

Процедуры нужны для гармонизации интересов.

БП – регламентированная зак-вом РФ деят-ть органов гос. власти и местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, а также контролю за их исполнением (ст. 6 БК) и осуществлению бюджетного учета, составлению внешней проверки, рассмотрению и утверждению бюджетов, бюджетной отчетности.

БП как деят-ть компетентных органов; как правовая категория – совокупность норм бюджетного права, которые регулируют стадии бюджетного процесса.

БП – комплексный институт.

Принципы:

1) последовательность вступления в бп его участников

- Парламент не может сам составить проект бюджета, а то это будет вмешательством в бп

2) ежегодность и периодичность бюджетов

3) осуществление бп на трехлетний период (свойственно для РФ)

4) специализация бюджетных показателей

- есть публично-правовые потребности, но ее мало для адекватного отражения в бп, необходима детализация показателей, что и отражается в бюджетной классификации

5) бюджетное планирование и исполнение бюджетов, ориентированное на результат

- дисперсия публичной власти (частные тюрьмы) в западных странах

- частные субъекты эффективнее расходуют денежные средства

6) разграничение компетенции между исполнительной и законодательной властью

- зарождение парламентаризма – подданные в городах отказывались платить государю, если не было контроля со стороны выборных от этих городов

Период для составления бюджетов – 1 год, это норма. У нас совпадает с календарным годом. Но не везде это так: США – октябрь – сентябрь; Англия – апрель-март.

Участники бп

Президент РФ (на уровне субъекта – высшее должностное лицо/глава местного самоуправления)

- запускает бюджетный процесс: начинается с послания, где содержатся основные направления

Законодательные органы власти

- у нас Парламент условно участвует

- роль – утверждение бюджета

Исполнительные органы власти

- Правительство РФ; Минфин РФ; субъекты – Минфины, финансовые управления

Центральный банк РФ

- участвует вместе с Правительством в составлении денежно-кредитной политики

- сам бюджет находится на счетах в ЦБ, т.е. ЦБ в физическом смысле хранит бюджет

Органы государственного или муниципального финансового контроля

Органы управления государственными внебюджетными органами

- Пенсионный фонд, Фонд соцстрахования

Главные распорядители бюджетных средств; полномочия:

а) обеспечивать адресность, результативность и целевой характер бюджетных средств

б) формировать перечень подведомственных ему распорядителей и получателей денежных средств

в) ведут реестр расходных обязательств, подлежащих исполнению в пределах утвержденных лимитов

г) осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета (подает заявки)

д) составляет и утверждает и ведет бюджетную роспись

е) формирование государственного задания

ж) контроль и формирование отчетности

Главные администраторы доходов бюджета

- те, кто приносят доходы в бюджет; Федеральная налоговая служба

Полномочия:

а) формирует перечень подведомственных ему администраторов доходов

б) предоставляет сведения, необходимые для составления среднесрочного финансового плана (наблюдение за динамикой поступления средств)

в) предоставление сведений для составления и ведения кассового плана

г) формирование бюджетной отчетности

Главные администраторы источников финансирования дефицита бюджета

Получатели бюджетных средств

а) составлять и исполнять бюджетную смету

б) принимать бюджетные ассигнования и расходовать их

в) обеспечить целевой и результативный характер использования бюджетных ассигнований

г) ведение бюджетной отчетности

Федеральное казначейство

Министерство финансов

- главный орган

а) утверждает сводную бюджетную роспись федерального бюджета (направления расходования денег)

б) утверждает лимиты бюджетных ассигнований для главных распорядителей бюджетных средств (министерства и ведомства; просят всегда больше)

в) вносит изменений в утвержденные лимиты

г) дает разрешение на предоставление бюджетных кредитов

Стадии бп

1) составление проекта бюджета

- 3 года

- предшествует разработка плавно и прогнозов социально-экономического развития, где учитываются многие

экономические параметры

- бюджетное послание президента - в марте

- Минфин начинает работать, собирать данные

2) рассмотрение и утверждение бюджета

- Правительство вносит в ГД проект закона о фед. бюджете не позднее 26 августа

- комитет в ГД

- 3 чтения – принятие – Совет Федерации – Президент


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: