9.04
Понятие и принципы
Процедуры нужны для гармонизации интересов.
БП – регламентированная зак-вом РФ деят-ть органов гос. власти и местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, а также контролю за их исполнением (ст. 6 БК) и осуществлению бюджетного учета, составлению внешней проверки, рассмотрению и утверждению бюджетов, бюджетной отчетности.
БП как деят-ть компетентных органов; как правовая категория – совокупность норм бюджетного права, которые регулируют стадии бюджетного процесса.
БП – комплексный институт.
Принципы:
1) последовательность вступления в бп его участников
- Парламент не может сам составить проект бюджета, а то это будет вмешательством в бп
2) ежегодность и периодичность бюджетов
3) осуществление бп на трехлетний период (свойственно для РФ)
4) специализация бюджетных показателей
- есть публично-правовые потребности, но ее мало для адекватного отражения в бп, необходима детализация показателей, что и отражается в бюджетной классификации
|
|
5) бюджетное планирование и исполнение бюджетов, ориентированное на результат
- дисперсия публичной власти (частные тюрьмы) в западных странах
- частные субъекты эффективнее расходуют денежные средства
6) разграничение компетенции между исполнительной и законодательной властью
- зарождение парламентаризма – подданные в городах отказывались платить государю, если не было контроля со стороны выборных от этих городов
Период для составления бюджетов – 1 год, это норма. У нас совпадает с календарным годом. Но не везде это так: США – октябрь – сентябрь; Англия – апрель-март.
Участники бп
Президент РФ (на уровне субъекта – высшее должностное лицо/глава местного самоуправления)
- запускает бюджетный процесс: начинается с послания, где содержатся основные направления
Законодательные органы власти
- у нас Парламент условно участвует
- роль – утверждение бюджета
Исполнительные органы власти
- Правительство РФ; Минфин РФ; субъекты – Минфины, финансовые управления
Центральный банк РФ
- участвует вместе с Правительством в составлении денежно-кредитной политики
- сам бюджет находится на счетах в ЦБ, т.е. ЦБ в физическом смысле хранит бюджет
Органы государственного или муниципального финансового контроля
Органы управления государственными внебюджетными органами
- Пенсионный фонд, Фонд соцстрахования
Главные распорядители бюджетных средств; полномочия:
а) обеспечивать адресность, результативность и целевой характер бюджетных средств
|
|
б) формировать перечень подведомственных ему распорядителей и получателей денежных средств
в) ведут реестр расходных обязательств, подлежащих исполнению в пределах утвержденных лимитов
г) осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета (подает заявки)
д) составляет и утверждает и ведет бюджетную роспись
е) формирование государственного задания
ж) контроль и формирование отчетности
Главные администраторы доходов бюджета
- те, кто приносят доходы в бюджет; Федеральная налоговая служба
Полномочия:
а) формирует перечень подведомственных ему администраторов доходов
б) предоставляет сведения, необходимые для составления среднесрочного финансового плана (наблюдение за динамикой поступления средств)
в) предоставление сведений для составления и ведения кассового плана
г) формирование бюджетной отчетности
Главные администраторы источников финансирования дефицита бюджета
Получатели бюджетных средств
а) составлять и исполнять бюджетную смету
б) принимать бюджетные ассигнования и расходовать их
в) обеспечить целевой и результативный характер использования бюджетных ассигнований
г) ведение бюджетной отчетности
Федеральное казначейство
Министерство финансов
- главный орган
а) утверждает сводную бюджетную роспись федерального бюджета (направления расходования денег)
б) утверждает лимиты бюджетных ассигнований для главных распорядителей бюджетных средств (министерства и ведомства; просят всегда больше)
в) вносит изменений в утвержденные лимиты
г) дает разрешение на предоставление бюджетных кредитов
Стадии бп
1) составление проекта бюджета
- 3 года
- предшествует разработка плавно и прогнозов социально-экономического развития, где учитываются многие
экономические параметры
- бюджетное послание президента - в марте
- Минфин начинает работать, собирать данные
2) рассмотрение и утверждение бюджета
- Правительство вносит в ГД проект закона о фед. бюджете не позднее 26 августа
- комитет в ГД
- 3 чтения – принятие – Совет Федерации – Президент