Общая характеристика рынка труда и его механизма

Рынок труда это система конкурентных связей между участниками рынка (предпринимателями, трудящимися и государством) по поводу найма.

Объектом купли-продажи на рынке труда является право на использование рабочей силы.

Предметом торга- способности человека и продолжительность его применения, а также обменафункционирующих способностей к труду на заработную плату.

Составляющие элементы рынка труда -люди, выступающие носителями рабочей силы и наделены психофизиологические, социальные, культурные, религиозные, политические и др. качествами

Цена труда - цена жизненного уровня, социального престижа, благополучия работника.

Функции рынка труда:

1. Социальная заключается в обеспечении нормального уровня воспроизводства производительных способностей работников.

2. Экономическая состоит в рациональном вовлечении, размещении, регулировании и использовании труда, что позволяет особо выделить размещающую и селективную функции.

3. Размещающая функция предполагает, что организация и функционирование рынка труда должны служить рациональному размещению рабочей силы по отдельным предприятиям, отраслям и регионам в соответствии со спросом (региональном и макрорегиональном уровне).

4. Селективная функция заключается в выборе рабочей силы исходя из спроса и предложения, а также исходя из профессионально-квалификационных характеристик рабочей силы (микроэкономическом уровне).

5. Стимулирующая функция, способствует развертыванию конкуренции между его участниками

Критерии классификации рынков труда:

1. По критерию пространственной сферы:

- федеральный (республиканский, областной)

- рынки труда мегаполисов

- международный рынок труда

2. По критерию временных параметров:

- перспективный,

- прогнозный,

- текущий.

3. По степени эластичности:

- традиционный (жесткий) –регулярная, стабильная рабочая сила(постоянная занятость в течении 5 дней)

- гибкий - нерегулярная, периферийная (второстепенная) рабочая сила.

4. По критерию соотношения спроса и предложения труда:

- равновесный (сбалансированный),

- дефицитный (спрос > предложение),

- избыточный (предложение > спрос)

5. По критерию этапности:

- формирующийся рынок,

- рынок переходного периода,

- зрелый (или развитой).

6. По критерию социальной группы:

- физического (рабочие),

- умственного (служащие),

- творческого (интеллигенция),

- крестьянского и т.д.

В границах этих социальных групп выделяются рынки труда квалификации (среди рабочих -высококвалифицированные, квалифицированные, малоквалифицированные и неквалифицированные группы).

Существует множество факторов, вследствие которых происходит непрерывное увольнение наемных работников с одних рабочих мест, предприятий, отраслей и прием на другие. Какая-то часть наемных работников находится между выходом из одних и включением в другие части рынка труда. В сфере обращения продавец этого товара постоянно перемещается между предприятиями в поисках покупателей, как бы циркулируя между ними. Эта сфера и называется циркулирующим рынком труда, где начинается купля-продажа труда.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: