Рынок труда — это система конкурентных связей между участниками рынка (предпринимателями, трудящимися и государством) по поводу найма.
Объектом купли-продажи на рынке труда является право на использование рабочей силы.
Предметом торга- способности человека и продолжительность его применения, а также обменафункционирующих способностей к труду на заработную плату.
Составляющие элементы рынка труда -люди, выступающие носителями рабочей силы и наделены психофизиологические, социальные, культурные, религиозные, политические и др. качествами
Цена труда - цена жизненного уровня, социального престижа, благополучия работника.
Функции рынка труда:
1. Социальная заключается в обеспечении нормального уровня воспроизводства производительных способностей работников.
2. Экономическая состоит в рациональном вовлечении, размещении, регулировании и использовании труда, что позволяет особо выделить размещающую и селективную функции.
3. Размещающая функция предполагает, что организация и функционирование рынка труда должны служить рациональному размещению рабочей силы по отдельным предприятиям, отраслям и регионам в соответствии со спросом (региональном и макрорегиональном уровне).
4. Селективная функция заключается в выборе рабочей силы исходя из спроса и предложения, а также исходя из профессионально-квалификационных характеристик рабочей силы (микроэкономическом уровне).
5. Стимулирующая функция, способствует развертыванию конкуренции между его участниками
Критерии классификации рынков труда:
1. По критерию пространственной сферы:
- федеральный (республиканский, областной)
- рынки труда мегаполисов
- международный рынок труда
2. По критерию временных параметров:
- перспективный,
- прогнозный,
- текущий.
3. По степени эластичности:
- традиционный (жесткий) –регулярная, стабильная рабочая сила(постоянная занятость в течении 5 дней)
- гибкий - нерегулярная, периферийная (второстепенная) рабочая сила.
4. По критерию соотношения спроса и предложения труда:
- равновесный (сбалансированный),
- дефицитный (спрос > предложение),
- избыточный (предложение > спрос)
5. По критерию этапности:
- формирующийся рынок,
- рынок переходного периода,
- зрелый (или развитой).
6. По критерию социальной группы:
- физического (рабочие),
- умственного (служащие),
- творческого (интеллигенция),
- крестьянского и т.д.
В границах этих социальных групп выделяются рынки труда квалификации (среди рабочих -высококвалифицированные, квалифицированные, малоквалифицированные и неквалифицированные группы).
Существует множество факторов, вследствие которых происходит непрерывное увольнение наемных работников с одних рабочих мест, предприятий, отраслей и прием на другие. Какая-то часть наемных работников находится между выходом из одних и включением в другие части рынка труда. В сфере обращения продавец этого товара постоянно перемещается между предприятиями в поисках покупателей, как бы циркулируя между ними. Эта сфера и называется циркулирующим рынком труда, где начинается купля-продажа труда.