Раздел 2. Организация и нормирование труда
Раздел 1. Социально-экономическая роль труда
Оглавление
Курсоры
Курсоры – замечательное средство обеспечения обратной связи. Например, всякий раз, когда пользователь подводит курсор к углу окна, курсор изменяется, показывая пользователю, что форму окна можно увеличить.
К сожалению, у курсоров есть и обратная сторона: пользователи способны примириться с некрасивой пиктограммой, поскольку они могут не смотреть на неё, примириться же с некрасивым курсором они не могут, потому что они вынуждены смотреть на него всё время, пока он присутствует на экране.
Поэтому правило использования курсоров звучит следующим образом: используйте индикацию видом курсора во всех случаях, когда вы можете сделать это эстетически привлекательно; в остальных случаях о курсорах даже и не думайте.
1.1. Роль труда в развитии человека и общества
1.2. Рынок труда и его место в системе рыночных отношений
1.3. Экономически активное население
1.4. Экономически неактивное население
1.5. Безработные
1.6. Виды безработицы
1.7. Виды занятости
1.8. Служба занятости населения и ее функции
1.9. Показатели эффективности труда и их характеристика
1.10. Производительность труда и методы ее измерения
1.11. Трудоемкость продукции и ее структура
1.12. Факторы и резервы роста производительности труда
1.13. Демография
2.1. Организация труда и ее элементы
2.2.Задачи научной организации труда, ее функции на предприятии
2.3Место организации труда в системе организации деятельности
2. 4. Формы разделения и кооперации труда
2.5. Организация рабочих мест и требования к ней
2.6. Организация обслуживания рабочих мест
2.7. Производственная операция
2.8. Условия труда и определяющие их факторы
2.9. Формы организации труда и условия их эффективности
2.10. Виды норм труда
2.11. Структура затрат рабочего времени
2.12. Характеристика методов изучения затрат рабочего времени
2.13. Методы нормирования труда, их содержание
Раздел: 3. Уровень жизни населения и организация оплаты
3.1. Уровень жизни населения
3.2. Минимальная потребительскаяская корзина, минимальный потребительский бюджет, взаимосвязь с оплатой труда
3.3. Эконом. сущность з/п, определение ее уровня в условиях рыночной экономики
3.4. Номинальная и реальная заработные платы
3.5. Основные элементы организации оплаты труда и его матер. стимулирования
3.6. Сущность и задачи тарифной системы оплаты труда
3.7. Тарифно-квалификационный справочник
3.8. Доплаты и надбавки к тарифам
3.9. Системы сдельной оплаты труда
3.10. Системы повременной оплаты труда
3.11. Определение заработка труда рабочих-сдельщиков
3.12. Определение заработка труда рабочих-повременщиков и служащих
3.13. Особенности оплаты труда работников бюджетной сферы
Раздел: 4. Социальное развитие трудовых коллективов
4.1. Социальная структура трудового коллектива
4.2. Основные направления оптимизации социальной структуры трудового коллектива
4.3. Проявления отношения человека к труду
4.4. Структурные элементы мотивации трудовой деятельности
4.5. Потребности и их виды
4.6. Ценности и ценностные ориентации
4.7. Факторы, влияющие на отношение человека к труду. Показатели отношения человека к труду
4.8. Механизм регулирования трудового поведения коллектива
4.9. План социального развития трудового коллектива
4.10. Разделы плана социального развития трудового коллектива
В условиях глубочайшего кризиса в экономике только при условии внедрения достижений научно-технического прогресса, введения новых и эффективного использования действующих мощностей, улучшения организации труда, повышения качества рабочей силы возможно достичь существенных позитивных сдвигов в производстве, вызвать его подъем. При этом важно уметь правильно выявлять резервы повышения эффективности трудовой деятельности, определять основные направления рационализации трудовых процессов, совершенствования организации и стимулирования труда, именно такие знания и дает курс «Экономика и социология труда». В центре внимания данной дисциплины находятся вопросы создания и функционирования трудовых коллективов, их сплоченность, повышение производительности труда за счет совершенствования технологии, механизации, автоматизации, организации производственных процессов, мотивация и стимулирование труда, а также вопросы формирования, использования и движения трудовых ресурсов, проблемы рынка труда и занятости.
В данном пособии не рассматривается весь комплекс изучаемых экономикой и социологией труда вопросов. В нем представлено основное содержание только четырех лекций по экономике труда, которые, по мнению автора, в наибольшей степени нуждаются в детальном освоении студентами, поскольку раскрывают суть основных трудовых показателей, их взаимосвязь и взаимозависимость. Для понимания этого материала в пособии даны примеры решения задач, в которых показано, как рассчитываются трудовые показатели и как они взаимосвязаны между собой, а также даны задачи для самостоятельного решения и тесты для самопроверки теоретических знаний. Полученные навыки при решении задач помогут будущим специалистам в проведении расчетов при составлении планов, при определении экономической эффективности от внедрения различных мероприятий по совершенствованию организации труда, снижению трудоемкости, повышению производительности труда, а также при выборе наиболее целесообразных форм и систем оплаты.
При написании пособия были использованы действующие нормативные документы и учебная литература, перечень которой представлен в конце пособия.
Предлагаемое пособие рассчитано, в первую очередь, на студентов экономических специальностей дистанционной формы обучения, а также может быть использовано – студентами дневной и заочной форм обучения для подготовки к практическим занятиям и для самостоятельной работы по изучению данного курса.
Курс “Экономика и социология труда” тесно связан с дисциплинами “Экономика предприятия”, “Менеджмент”, “Управление персоналом”, “Организация производства”, “Социология”.
Раздел: 1. Социально-экономическая роль труда
Часть: 1. Роль труда в развитии человека и общества
Предмет экономики труда: закономерности функционирования рынка труда с целью эффективного использования экономически активного населения.
Труд – это целесообразная деятельность людей, направленная на создание материальных и культурных ценностей. Труд есть основа и непременное условие жизнедеятельности людей. Воздействуя на окружающую природную среду, изменяя и приспосабливая ее к своим потребностям, люди не только обеспечивают свое существование, но и создают условия для развития и прогресса общества. Любой процесс труда предполагает наличие предмета труда, средств труда, технологии и самого труда как деятельности по приданию предмету труда необходимых человеку свойств. Труд имеет технологическую,экономическую и социальную стороны.
Предметы труда – это все то, на что направлен труд, что претерпевает изменения для приобретения полезных свойств и удовлетворения тем самым человеческих потребностей.
Средства труда – это то, при помощи чего человек воздействует на предметы труда. К ним относятся машины, механизмы, инструменты, приспособления и другие орудия труда, а также здания и сооружения, создающие необходимые условия для эффективного использования этих орудий.
Средства производства – это совокупность средств труда и предметов труда.
Технология – это способ воздействия на предметы труда, порядок использования орудий труда. В результате завершения процесса труда образуются продукты труда – вещество природы, предметы или другие объекты, обладающие необходимыми свойствами и приспособленные к человеческим потребностям. Процесс труда – явление сложное, многоаспектное.
Основными формами проявления труда являются:
1. Затраты человеческой энергии. Это психофизиологическая сторона трудовой деятельности, выражающаяся в расходовании энергии мускулов, мозга, нервов, органов чувств. Затраты энергии человека определяются степенью тяжести труда и уровнем нервно-психологической напряженности, они формируют такие состояния как утомление и усталость. От уровня затрат человеческой энергии зависят работоспособность, здоровье человека и его развитие.
2. Взаимодействие работника со средствами производства – предметами и средствами труда. Это организационно-технологический аспект трудовой деятельности. Он определяется уровнем технической оснащенности труда, степенью его механизации и автоматизации, совершенством технологии, организацией рабочего места, квалификацией работника, его опытом, применяемыми им приемами и методами труда и т.д. Организационно-технологические параметры деятельности предъявляют требования к специальной подготовке работников, к их квалификационному уровню.
3. Производственное взаимодействие работников друг с другом как по горизонтали (отношение соучастия в едином трудовом процессе), так и по вертикали (отношение между руководителем и подчиненным) определяет организационно-экономическую сторону трудовой деятельности. Она зависит от уровня разделения и кооперации труда, от форм организации труда – индивидуальной или коллективной, от численности работающих, от организационно-правовой формы предприятия (учреждения).Проблемы трудовой деятельности служат объектом изучения многих научных дисциплин: физиологии и психологии труда, статистики труда, трудового права и др.
Роль труда в развитии человека и общества проявляется в том, что в процессе труда создаются не только материальные и духовные ценности, предназначенные для удовлетворения потребностей людей, но и развиваются сами работники, которые приобретают новые навыки, раскрывают свои способности, пополняют и обогащают знания. Творческий характер труда находит свое выражение в рождении новых идей, появлении прогрессивных технологий, более совершенных и высокопроизводительных орудий труда, новых видов продукции, материалов, энергии, которые, в свою очередь, ведут к развитию потребностей. Таким образом, следствием трудовой деятельности становится, с одной стороны, насыщение рынка товарами, услугами, культурными ценностями, с другой – прогресс производства, появление новых потребностей и их последующее удовлетворение. Это экономическая роль труда. Социальная роль труда проявляется в следующем. Развитие и совершенствование производства благотворно сказывается на воспроизводстве населения, повышении его материального и культурного уровня. Такова идеальная схема воздействия труда на человека и общество. Трудовой процесс и связанные с ним социально-экономические результаты деятельности не ограничиваются собственно сферой производства и услуг. Экономика и социология труда начинаются с проблемы формирования рабочей силы и с ее предложения на рынке труда.