Марк Тулий Цицерон, ученик Аристотеля.
Основные работы: «о государстве», «о законах».
Государство – достояние народа, res publica, - дело народное. Народ – соединение людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов. Вслед за Аристотелем считал, что семья – первоначальная ячейка общества из которой возникает государство. Г и П имеет божественный характер основано на всеобщем разуме и справедливости.
Вслед за Аристотелем развивает теорию смешанного правления в государстве. Сочетание лучших качеств различных форм правления – является основой для прочного государства и равенства граждан.
Августин Блаженный. Один из первых идеологов христианской церкви «о граде божием», «о свободной воле». Считал, что все общественные и государственные представления предстают как следствия греховности, греховность государственно-правовой жизни заключается в том, что именно в государстве осуществляется господство человека над человеком. Всех людей делит на две группы: град земной (люди живущие по требованиям своей плоти) и град небесный (люди, живущие по духу, по требованиям Бога). «Греховный порядок жизни людей продлится до второго пришествия Иисусу Христа, он будет сурового наказывать тех кто жил по человеку.»
|
|
Августин – концепция закона. Все законы на три категории:
- естественные (законы природы)
- божественный – главный, из него берут начало все другие
- человеческий
ТЕМА: Политические и правовые учения в западной Европе в средние века (с 5 по конец 16 начало 17 века)
- Учение Фомы Аквинского о государстве и праве
- Средневековые ереси
- Политико - правовое учение Марселия Падуанского
- Средневековая юридическая мысль
ИДЕИ:
· Идея господства церкви – основа – изречение Апостола Павла в его обращении к римлянам. «Нет власти не от бога, существующие же власти от бога установлены».
· «Доктрина двух мечей» - меч, как символ власти. Господь передал церкви два меча. Один меч церковь оставила при себе, а другой передала монархам. Т.о. Монарх –это сын церкви и должен верно служить его интересам. Противостояние между церковью и гос-ом наблюдалась на протяжении всего средневековья. Противостояние в вопросе, чья власть первична?
· Средневековье восприняло многие идеи античной Греции и Рима: о естественном праве, о цикличности развития форм правления, о правильных и неправильных формах правления. Западная Европа продолжила многие традиции античности.
Этот период – это период заимствования (рецепции) Римского права.