Демокрит

Гераклит

Пифагор и пифагорейцы

Семь мудрецов

Гесиод

Гомер

ППУ 9-6 вв. днэ.

Общая характеристика

Государство в Др. Греции возникло в начале 1 тыс. днэ в форме полисов.

Шла постоянная борьба за установление1 из форм правления:

· аристократии

· олигархии

· демократии

Циркуляция этих форм правления отразилась формировании ПП мысли.

3 периода этого развития:

1. Ранний (9-6 вв.). Возникают первые города-государства (полисы). Гомер, Гесиод и «7 мудрецов» (Фалес, Питтак, Периандр, Солон, Хилон, Биант, Клеобул)

2. Период расцвета ППМ. Сократ, Платон, Аристотель, софисты, Демокрит.

3. Период др/греч. государственности. Под Македонией, а потом – под Римом. Стоики, Эпикур, Полибий.

Рационализация мифологического знания.

Зевс – верховный заступник справедливости и сурово карает тех, кто творит насилие и неправый суд.

Право, выделяет 2 значения:

1. Дике – как справедливость

2. Темис – обычай

Справедливость всегда является основой обычного права.

Боги – олицетворение отдельных ПП принципов.

Брак Зевса и Фемиды породил 2 дочери-богини:

Дике – «справедливость»

Эвномия – «благозаконие».

Рассматривает вопрос возникновения и развития государства – с течением времени, когда чел. осваивал всё новые и новые орудия труда и орудия войны, отношения становились всё более и более ожесточёнными.

Всех волновала проблема организации справедливого правления в полисе. Именно закон, принимаемый в полисе, должен обеспечить справедливое правление и нормальную организацию полисной жизни. Народ должен стоять за закон, как за стены родного города.

Архип, Лизис, Филолай

За аристократию.

Особая роль уделялась числу. При помощи математики можно рассчитать всё, в т.ч. общественные процессы.

Пифагор также развивает понятие равенства – воздаяния равным за равное. В этом закладывается начало всей справедливости.

Идеал – хорошо организованный полис, основанный на справедливых законах (как и для 7 мудрецов).

Неравенство –неизбежный и правомерный результат всеобщего развития.

Все чел. законы основаны на божественном знании. Именно бог – «всеуправляющий разум», Логос.

3. ППУ 5 – 1-я половина 4 вв. до н.э.

Впервые рассмотрел чел. общество как результат прогрессивного изменения исходного природного состояния людей.

Общество, полис и з-во – искусственны, а не даны по природе, однако их происхождение – естественны процесс, а не случайность.

Критерий справедливости – несправедливо всё, что противоречит природе чел., но без государства обществу не обойтись, без законов тоже – они нужны для обуздания чел. страстей. Поэтому интересы государства, которое создаёт законы, превыше всех остальных интересов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: