Политико-правовые идеи европейского социализма 16-17 веков.
Жан Боден и его учения о государстве
Политические идеи эпохи Реформации
Новая наука о политике Никола Макиавелли
Вопрос. Средневековая юридическая мысль.
Вопрос
Конец 13 –перая половина 14 века
Работа «Защитник мира»
Взгляды:
· Церковь должна быть отделена от государства и подчинена светской монархической власти
· Источником всякой власти является народ. ОТ него исходит светская законодательная власть, он – носитель суверенитета и верховные законодатель. Под народом понимает не всех граждан, а лишь лучшую их часть. Т.е. всех тех, кто служит общему благу (священники, чиновники и военные). Все остальные (торговцы, ремесленники) заботятся только о своих частных идеях
· Государственная власть действует только через законы на основе её разделения на законодательную и исполнительную
· Власть должна действовать не только на основании наказаний за непослушание, но и на основании поощрений за правомерное поведение
|
|
· Чиновники должны быть выборными и сменяемыми.
· Не исключена выборность монарха
Действовали три ветви права на территории западной Европы:
1. Римское
2. каноническое (церковное)
3. обычное
Римское:
· начинается активный процесс заимствования (рецепции) римского права на территории стран Западной Европы.
· Заимствование римского права начинается с появления первых европейских университетов
· Научная школа – школа Глассаторы (глоссо – заметка, пояснение), основатель – Ирнерий. Цель школы: систематизация, адаптация к европейскому опыту. Появились обобщённые понятия римского права. Понятие договор появляется благодаря глоссаторам.
· Стало основой Романо – германской правовой системы.
*Основной источник закон
* Право делится на частное и публичное
*кодификация
Каноническое право. Церковь издавала огромное количество актов. Впервые канонизация была проведена в 12 веке монахом Грацианом. Попытка систематизации норм канонического права.
Обычное право. Многие обычаи действовавшие в средние века появилось до государств. Многие обычаи перешли в уголовное право (испытание водой - ордалии)
Вся средневековая юридическая мысль построена на схоластическом типе мышления. Схоластика –попытка доказательства любого явления со ссылкой на авторитет Бога.
Продолжала развитие традиций древней Греции и Рима, остается интерес к проблематике естественного и позитивного права.
ТЕМА: ППУ эпохи Возрождения и Реформации
Основная работа «Государь». В человеческих качествах правителя Макиавелли раскрывает закономерности жизни государства. Исходит из позиции, что политика вне религиозного и морального плана. В основе всей человеческой истории находится объективные исторические процессы, опыт истории главное средство для объяснения многих проблем государства. Политические события, изменения государства происходят не по воли божьей, не по прихоти людей, а совершаются объективно под действием естественного хода вещей. Государство Макиавелли отожествляется его правителем. Главный вопрос, волнующего М. – «какими способами государь может управлять и удерживать политическую власть». В основе власти лежат хорошие законы и хорошие войска, многое зависит и от самого правителя. Государь если хочет сохранить свою власть должен научится отступить от добра, не следует пренебрегать пороками, которые на деле обеспечат ему гарантию безопасности власти; не грех пойти и против собственной воли.
|
|
Главная задача государства и правителя – сохранение единой и стабильной политической власти. Смена власти всегда является бедствием для народа.
Государство – государственный аппарат обслуживающий правителя. У чиновников нет самостоятельных полномочий, все они осуществляют волю одного лица, правителя. Государь должен быть опекуном своего народа, обеспечивать его безопасность.
Не рассматривает понятие прав и свобод человека и гражданина. Люди исторически легко смиряются с утратой своей свободы, но никому и никогда не прощают утрату собственности. Задача правителя обеспечит личную безопасность людей и их собственности.
Способы управления: «любовь подданных и страх подданных», но в природе любовь и страх редко уживаются вместе, поэтому главным способом является страх подданных перед принуждением. Потому что каждому человека присуща алчная эгоистичная сущность.