ППУ Шарля Луи Монтескье

ППУ Аруэ Франсуа Мари Вольтера

Резкая критика сложившихся феодальных устоев.

Критика сословных привилегий, государственной аристократии, феодального правосудия, которое было во Франции в первой половине 18 века

Сторонник просвещённой абсолютной монархии

Выступает за свободу личности, считая её высшей ценностью.

Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от закона.

Выступает против религиозного догматизма, вместе тем считает, что религия необходима государству.

«Если бы Бога не было, его следовало бы выдумать»

Религия должна оставаться необходимой уздой для народа.

Смертельно боится демократии. Чернь не может управлять, она должна быть там, Где она есть.

Равенство заключается в том, чтобы все были равны перед законом, одинаково зависели от закона и были одинаково защищены законом.

За уничтожение сословных привилегий, церковных судов, отмену пыток в судах, участие адвокатов в судебных процессах.

«Персидские письма»

«Размышления о причинах величия и падения римлян»

«О духе закона»

Идея:

· Миром управляет не фортуна, не божественный промысел, а объективные причины морального и физического порядка, определяющий «дух народа» и соответствующие формы его государственной организации.

· Теория географического климата. На формы правления и на содержание законов оказывает воздействие географические и климатические факторы (близость к морю, плодородность почв, климат, рельеф). Почему государство зарождалось в Греции? Очень тёплый климат. Географические и климатические особенности оказывают влияние на дух народы.

· Чрезвычайно редко законы одного народа оказываются пригодными для другого народа. Внутригосударственное право каждого народа сугубо индивидуально и зависит от его национальных качеств и традиций

· «Учение о принципах правления». Каждой форме правления свойственен тот или иной принцип правления. Для демократии таким принципом является добродетель, для монархии – честь, для деспотии – страх.

· Основатель теории разделения властей. Это система сдержек и противовесов, существующих в государстве. Каждая ветвь власти самостоятельна в пределах своих полномочий, и не может вмешиваться в дела других ветвей власти. Верховная власть – власть законодательная, она принимает законы, по которым существует всё государство.

· Свобода – это право делать то, что дозволено законом.

· Теория построения текстов законов: сформулировал правила юридической техники, которые применяются при подготовке закона:

1. язык закона должен быть сжатым, простым и понятным для всех

2. закон должен быть всесторонним объективным

3. закон должен использовать исторический опыт

З.ППУ Жана Жака Руссо

«Об общественном договоре»

«Рассуждения о происхождении и основаниях неравенства между людьми»

«О политической экономии»

· Идеи народного суверенитета и общественного договора

· В естественном состоянии все люди равны

· Естественное состояние – это золотой век человечества

· Благополучная жизнь людей закончилась с появлением частной собственности. Частая собственность стала первым основанием неравенства между людьми.

· С образованием государства к имущественному неравенству добавилось политическое неравенство, что привело к абсолютному неравенству государства и индивида

· Концепция общественного договора у Руссо представляет собой идеальную модель перехода общества к государству:

1. в идеале преобразования в государство должен произойти эквивалентный обмен естественного образа жизни на гражданский. Человек не утрачивает своих естественных прав при переходе к государству.

2. К его естественным правам дополняется договорно-установленное суверенное право государства

3. Идеализация народного суверенитета. Власть народа – единственная верховная и законная власть. Именно народ решает, заключать ли ему общественный договор или нет. «Нет и не может быть никакого основного закона, обязательного для народа в целом, не обязателен для него и общественный договор.

4. Если государство не выполняет возложенные на него задачи, народ вправе расторгнуть общественный договор и вернуть себе естественную свободу

5. Идея Руссо о всемогуществе народного суверенитета приводит его к отрицанию разделения властей. Делить власть народа – это неправильно

· Три формы правления в зависимости от размера территории государства:

А) демократия возможно для малых государств, пример – Античность (Греция, Спарта)

Б) аристократия – для средних государств

В) монархия – для больших государств

Руссо оправдывает монархическую форму правления для России.

Руссо был детально знаком с российской историей. Руссо критически относился к периоду правления Петра 1. Реформы были совершены с неподготовленным народом. Важно разумное сочетание своих качеств и иностранного опыта. Слепое копирование – это плохо.

Народ вправе отказаться от любой политической власти – это право на суверенитет. Народ может вообще прекратить деятельность государства и вернуть себе естественную свободу.

Оптимальная форма правления – республика. Это правление, основанное на законах.

Руссо выделял 4 типа законов:

1. политические законы – распространяются на всё общество (избирательные законы)

2. законы гражданские

3. уголовные законы

4. нравы, обычаи и общественное мнение

4Вопрос.ППУ Якобинцев

И тот и другой автор особую роль уделяет революции. Они считают, что революции возможны только когда они возглавляются сильными, авторитетными личностями, которые могут взять ответственность на сои плечи (дикторы). Без этих людей революцию совершить невозможно.

И тот и другой особую роль в революции уделяют революционному террору в отношении противником революции. И без террора удержать власть невозможно.

Жан Поль Марат

· поддерживает идею общественного договора, но в своих работах более склоняется к мысли, что государство возникает в результате насилия

· власть в государстве всегда принадлежит народу и действует на основе принципа разделения властей. РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ НЕ ИСКЛЮЧАЕТ ЗАВИСИМОСТЬ ВЛАСТИ ОТ НАРОДА

· цель власти – обеспечение благополучия народа

· для достижения общественного (народного) благополучия нужны три вещи:

1. государю – хорошие (справедливые) законы

2. подданным – священные права

3. правительству – непреодолимые пределы власти

Права человека обусловлены его соц. потребностями. Отдельно в своих работах он рассматривает вопрос о революции, о роли восстания и роли личности в революции (роли диктатора, обосновывает необходимость диктатуры. Этот режим он называет народным. Он считает, что без террора при диктатуре действовать невозможно. Революция – война свободы против ее врагов.

М. Робеспьер

Его выступления: о конституции, о принципах революционного правления, о принципах политической морали.

В работе о принципах революц. правления он разграничивает принципы конституционного и революционного правительства (как штиль и шторм) Конституц. Правительство действует в режиме законности, а революционное правительство действует в режими чрезвычайной ситуации. В чрезвычайной ситуации возможно ограничение прав и свобод, их жесткая регламентация, т.е. ограничение народного суверенитета, также допустимы террор и диктарурв. Робеспьер обосновывает сущность якобинского террора. Он верил, что при помощи насилия и террора можно построить свободное конституционное государство.

· Он сторонник республиканского правления, отрицает монархию, он старонник народного суверенитета

· считает, что власть народа в государстве всегда верховна

· особо рассматривает понятие права и свободы гражданина, которые должно гарантировать государство

· поддерживает идею разделения властей, подконтрольности власти народу

· не может быть общество свободно, если хотя бы один человек не свободен

· работа «О принципах революционного правления». В этой работе сравнивается 2 правительства: революционного и конституционного. Их деятельность соотносятся, как шторм и штиль на море. Т.е. революционное правительство действует в чрезвычайных ситуациях. А конституционное действует в благоприятных условиях, оно сформировано в установленном порядке. Он пытается оправдать революционное правительство, он пытается оправдать террор. По – иному невозможно.

· верит, что при помощи насилия можно построить справедливое конституционное государство

5вопрос. ПП идеология французского социализма (18 век)

Продолжается развитие Мора, Кампанеллы. (развитие утопических взглядов)

Отличия есть, не так критично авторы относятся к частной собственности.

Морелли – возможно под этим псевдонимом скрывался Дидро. Но точно неизвестно.

Его работа: «Кодекс природы» (социалистические представления о государстве):

Социалистическое государство основано на ликвидации частной собственности

В основе формирования нового соц. государства и его органов лежит принцип назначения (принцип выборности нарушает равенство, так как выбрать могут и нечестных людей, богатых, которые купили себе эту должность)

По достижению определённого возраста каждый человек может поучаствовать в управлении новым государством (например, в 30 лет человек входит в совет города, в 40 – в совет округа, а далее в высшие органы государства)

Государство основано на тотальной регламентации прав человека не только общественной, но и частной жизни, тотальная регламентация производства, потребления, распределения

в духе Мора попытка создать идеальное социалистическое государство

в этом государстве полностью ликвидируется частная собственность

предлагает изложить свой идеальный варианта общества

Административно – территориальное устройство:

  • Первая ячейка – семья
  • Семьи объединятся в родовые организации
  • Несколько родов создают город
  • Несколько городов на определённой территории объединяются в провинции

У каждой единицы есть свой начальник. Он руководит и производством, и распределением материальных благ.

Система начальников формируется по 2 принципам:

-достижение определённого возраста

-очерёдность

Никаких выборов в принципе быть не может, т.к. выборность нарушает принцип равенства.

Принцип – каждый человек может поучаствовать в государственном управлении.

В государстве жёстко регламентирован быт, иные сферы общественной жизни

Габриель Мабли

· Свой идеальный вариант коммунистического общества. Он признаёт необходимость существования частной собственности, даже при социализме

· Всё учение стоится на 4-х основных законах:

1. закон против роскоши во всех её видах. Этот закон должен чётко определить, что относится к предметам роскоши.

2. закон против роскоши во всех ее видах

3. закон об отказе государства покровительствовать торговле и купечеству (нет поддержки государства)

4. закон на установление пределов собственности (чтобы было равенство)

5. закон, регулирующий право наследования (равномерно между всеми членами семьи либо, если нет родственников, о имущество делится между неимущими)

6. не было тотальной регламентации

Гракх Бабёф

Создает модель «Казарменного коммунизма»

  • государство должно быть построено по принципу армии. «Казарменный коммунизм» (жесткое подчинение сверху вниз)
  • как в армии есть устав, так и в государстве есть система жёсткого подчинения
  • система построена на подавление личности
  • жёстка регламентация личной и общественной жизни
  • человек жёстко прикрепляется к определённой трудовой функции, чтобы всё было поровну (переход из одной трудовой общины в другую только с разрешения государства)

6 Вопрос. Естественно-правовые учения в Германии в 17 – 18 веках.

В Германии всё немного опаздывало, до 18 века – стагнация.

Самуил Пуффендорф

· человеческий коллективизм имеет естественную природу происхождения

· вместе людям легче выжить

· государство – это божественное создание, которое невозможно без предварительного человеческого согласия

· в основе государствав лежит 2 договора:

1. пактум – договор об объединении людей в одно целое

2. декретум – договор об избираемой (принимаемой) ими формой правления

Душой государства является власть отчуждаемая народом верховному правителю.

· Идеал – абсолютная монархия с возможным участием сословно – представительных органов.

Вся Европа это уже прошла в период 15 – 16 веков.

Христиан Томазий

Его учение о государстве и праве основано на учении о морали.

· Исследует соотношение морали и права

· Мораль всегда стоит выше права

· Государство – это форма общественного договора, направленного на преодоление отрицательных последствий развития человеческого общества

· Политиком не является тот, кто на деле не является нравственной личностью.

Христиан Вольф

· Государство – это результат соглашения между семьями в их взаимном стремлении к счастью

· Государство образуют для счастливой жизни


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: