double arrow

Система сдержек и противовесов в осуществлении власти

Принцип разделения власти в конкретном государстве обес­печивается рычагами, в совокупности образующими механизм про­явления системы сдержек и противовесов в осуществлении единой государственной власти. К числу этих рычагов, как правило, относят­ся следующие:

/. Конституционное закрепление принципа разделения власти с четким указанием пределов прав каждой власти и опре­делением средств сдержек и противовесов в рамках взаимодейст­вия трех ветвей власти. При этом важно, чтобы Конституция в конкретном государстве принималась специально созданной органи­зацией (конституционной ассамблеей, конвентом, учредительным собранием и т.д.)- Это необходимо, чтобы законодательная власть не определяла сама объем своих прав и обязанностей. Как показывает практика, если конституцию принимает парламент, то он не всегда подходит объективно к определению своего места в структуре госу­дарства.

2. Юридическое ограничение пределов властных полномо­чий ветвей власти. Принцип разделения власти не позволяет ни од­ной ветви власти обладать неограниченными полномочиями: они ог­раничиваются конституцией. Она же определяет и основную функ­цию законодательного органа - создание и поддержание условий, которые обеспечивают достоинства человека как личности (граждан­ские, политические права и свободы). Каждая ветвь власти наделяет­ся правами воздействия, если та становится на путь нарушения кон­ституции и законодательства.

На практике бывает очень непросто ограничивать полномочия законодательной власти, которая нередко считает, что может принять любой закон. Между тем в соответствии с Конституциями правовых обществ четко определяется направление деятельности законода­тельной власти и ее полномочия также ограничиваются.

Главное направление деятельности законодательной власти -это установление и обеспечение в обществе легитимного закона и справедливости. Поэтому сама законодательная власть:

а) не должна принимать законы, допускающие дискримина­цию отдельных лиц, групп или меньшинств по признаку расы, рели­гии, пола и тому подобным признакам, которые дают основания для

проведения различия между людьми, группами людей или меньшин­ствами;

б) не должна нарушать свободу религиозных убеждений и свободу совершения религиозных обрядов;

в) не должна отказывать членам общества в праве иметь вы­борную исполнительную власть;

г) не должна налагать ограничений на свободу слова, свободу собраний или свободу ассоциаций;

д) должна воздерживаться от придания законам обратной силы;

е) не должна препятствовать осуществлению основных прав и свобод личности;

ж) должна предусмотреть процедурный механизм и гарантии, посредством которых реализуются и сохраняются вышеназванные свободы.

От исполнительной власти требуется эффективность в ее дея­тельности по оперативному управлению общественной жизнью и добросовестность в соблюдении законов. Исполнительная власть должна быть наделена достаточными полномочиями, самостоятель­ностью в реализации своих функций, но в рамках закона.

Главная характеристика судебной власти - это ее независи­мость от других ветвей власти, что позволяет ей без страха выполнять свои обязанности. Независимая судебная власть является неотъемле­мым признаком свободного общества, признающего власть права. Принцип независимости судебной власти в разных странах разреша­ется по-разному. Многое здесь зависит от порядка назначения, пере­мещения и продвижения судей, материально-технического оснаще­ния их деятельности. Важным здесь представляется и порядок сме­щения судей, когда такая необходимость возникает объективно. Представляется, что более подходящим для обеспечения принципа независимости судей является порядок, когда смещение судей с поста рассматривается не законодательной или исполнительной властями, а органом судебного характера (особым составом суда, специальной судебной инстанцией, корпорацией юристов и т.д.).

3. Взаимное участие в кадровом наполнении органов вла­сти. Этот рычаг сводится к тому, что законодательная власть участ­вует в формировании высших должностных лиц исполнительной вла-

сти. Так, в парламентских республиках правительство формируется парламентом из числа представителей той партии, которая одержала победу на выборах и имеет большое количество мест в парламенте. В результате, как правило, получается неплохое взаимодействие двух ветвей власти. Парламент может принимать участие в формировании правительства и в- президентских республиках, формируя правитель­ство, Президент конституционно обязан согласовать некоторые кан­дидатуры с парламентом. Парламент и Президент участвует в форми­ровании судебной власти.

4. Вотум доверия или недоверия. Вотум доверия или недове­рия - это воля, выраженная большинством голосов в органе законо­дательной власти по поводу одобрения или неодобрения политиче­ской линии, определенной акции или законопроекта правительства. Вопрос о вотуме может поставить само правительство, орган законо­дательной власти, группа депутатов. Если орган законодательной власти выразил вотум недоверия, в зависимости от конкретных усло­вий конкретного государства, то правительство уходит в отставку или им распускается парламент и объявляются выборы.

В результате очень большой специфичности этого рычага противовес вотум доверия или недоверия практикуется лишь в пар­ламентских республиках с неравноправной двухпалатной системой общенационального представительного учреждения (парламента). Как правило, распускается,нижняя палата парламента, а в этот пери­од функция законодательной власти осуществляется верхней палатой парламента. С учетом того, что вотум доверия или недоверия являет­ся очень радикальной мерой, то возможность использования этого рычага воздействия на определенную ветвь власти и, самое главное, процедура осуществления его должны быть четко предусмотрены в Конституции страны, где он применяется.

5. Право вето. Вето - это безусловный или отлагательный запрет, налагаемый одним органом власти на постановления другого. Правом вето пользуется глава государства, а также верхняя палата, при двухпалатной системе, по отношению к постановлениям нижней палаты. В условиях развития парламентаризма глава государства (монарх, Президент) сегодня не пользуется абсолютным (безуслов­ным) правом вето. Безусловное вето сохраняется лишь (в отдельных случаях) за верховной палатой парламента.

Президенту, как правило, принадлежит право отлагательного ве-

то, которое парламент может преодолеть путем вторичного рассмотре­ния и принятия постановления квалифицированным большинством.

Право вето при президенте имеет реальную силу в президент­ских республиках, где президент является и главой государства и гла­вой правительства. Здесь право вето, при определенных случаях, может привести к вотуму доверия или недоверия и роспуску парламента.

6. Конституционный надзор. Конституционный надзор оз­начает наличие в государстве специального органа, призванного сле­дить за тем, чтобы ни одна власть не нарушала требование Конститу­ции. Функции Конституционного надзора, как правило, выполняют специально созданные органы (Конституционный суд, Конституци­онный Совет) или органы, на которые Конституцией возложены функции надзора за соблюдением ее требований (например, Верхов­ный суд США). Правом обращаться к органам Конституционного надзора обладают как органы законодательной власти, так и испол­нительной власти. Органы конституционного надзора могут рассмот­реть конституционность актов органов государственной власти и управления и по своей инициативе.

7. Политическая ответственность высших должностных лиц государства. Политическая ответственность - это ответствен­ность, предусмотренная Конституцией за политическую деятель­ность. От уголовной, материальной, административной, дисципли­нарной ответственности она отличается основанием наступления, процедурой привлечения к ответственности и мерой ответственности.

Основанием политической ответственности являются поступ­ки, характеризующие политическое лицо виновного, затрагивающие его политическую деятельность.

Процедура привлечения к ответственности (политической) отличается тем, что ею занимаются не общие следственные органы и суды, а специальные, особо предусмотренные в Конституции той или иной страны органы. Ими могут быть Конституционный суд, Верхов­ный суд в специально предусмотренных случаях, какая-то палата парламента, специальная комиссия и т.д.

Мерами ответственности при этом выступает отставка от за­нимаемой должности, смещение с поста, лишение иммунитета не­прикосновенности (например, депутатской, дипломатической и т.д.).

Распространенным видом политической ответственности яв­ляется импичмент, представляющий собой порядок привлечения к ответственности и судебного рассмотрения дел о правонарушениях высших должностных лиц. В настоящее время импичмент применя­ется в двухпалатных парламентских странах, где привлечение к от­ветственности и предание суду осуществляет нижняя палата, а рас­смотрение дела - верхняя палата парламента.

8. Судебный контроль. Деятельность любых органов госу­дарственной власти и управления, решения которых неблагоприят­ным образом затрагивают правовой статус личности, честь и досто­инство человека, должна подвергаться надзору судов с правом окон­чательного решения о конституционности их актов. То же самое, ес­ли гражданину нанесен вред в результате незаконных действий орга­нов власти. Он должен располагать достаточными средствами защи­ты, иметь право возбудить судебный иск против государства и его органов.

Таким образом, если в целом представить механизм функцио­нирования трех ветвей власти, то центральное место в нем нужно от­водить исполнительной власти, которая постоянно обеспечивает сла­женное функционирование его государственного механизма. Но она работает в рамках власти закона, установленной Конституцией и дея­тельностью законодательной власти. Судебная власть, с другой сто­роны, следит за тем, чтобы она (исполнительная власть) не нарушала установленные правовые требования.

Разделение власти и сегодня во многих странах используется как «фулпруф», что в переводе с английского означает «защиту от дураков» (т.е. от случайных ошибок какой-либо ветви власти или вы­сокого должностного лица государства). В то же время разделение власти - важный признак сохранения демократического режима в обществе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: