Вопрос. ППУ в Италии в 18 веке.
Джамбаттиста Вико
«Основание новой науки об общей природе нации»
- История – это объективный циклический закономерный процесс
- Он применил сравнительно – исторический метод к объяснению государственно-правовых институтов
- В своей работе он выделил три фазы исторического цикла:
- эпоха богов. Этот период не знает государственности, ещё нет юридических норм, главенствующее значение принадлежит традициям, обычаям и религии.
- эпоха героев. Это период первых аристократических государств и феодальных монархий. Центральное средство – право грубой политической силы.
- эпоха людей. Это период «когда в обществе устанавливается либо республиканское правление, либо конституционная (представительная) монархии, обеспечивающая народный суверенитет. Когда государство основано на народном суверенитете, а так же на законах, гарантирующих юридическое равенство людей. Он имеет ввиду буржуазный период.
Родоначальник классической школы науки уголовного права «О преступлениях и наказаниях»
|
|
- государство возникает, т.к. войны и произвол утомили людей
- для обеспечения безопасности и правопорядка было образовано государство
- там, где за одни и те же поступки богатые и бедные подвергаются разным наказаниям, там нарушается принцип справедливости
- он не отрицает частную собственность, но считает, что институт частной собственности виновен в том, что большая часть населения вынуждена пребывать в бедном состоянии
- просвещенная монархия, просвещение людей и искоренение нищеты – путь для восстановления социальной справедливости
- для государства нужна благодетельная монархия, стремящаяся к просвещению людей и искоренению бедности
ТЕМА: Политическая и правовая мысль Арабского Востока
- Формирование и развитие мусульманской правовой мысли
- Проблемы государства и политики в мусульманской доктрине права
- Политическое учение Ибн Халдуна
1Вопрос. Формирование МП
Становление Мусульманского Права - с 7 по 10 век нашей эры
В нём соединены религиозно-этические нормы, а так же правовые учения.
Всё МП состоит из 2-х групп норм:
- предписания Корана и Сунны
- нормы толкования предписаний Корана и Сунны
Коран и Сунна – священные книги, в которых содержаться предания о поступках и пророчествах пророка Мухаммеда.
Эти книги очень древние и они не могут регулировать все правоотношения.
Для восполнения пробелов появились нормы-толкования священных книг.
Процесс толкования по-арабски получил название иджтихад (свободное усмотрение судьи, в случае молчания общепризнанных источников мусульманского права). Право толкования принадлежало муджтахидам (наиболее авторитетные мусульманские судьи)
|
|
В толковании использовалось 2 способа:
Иджма – единогласное мнение судей
Кияс – умозаключение по аналогии (возможность применения аналогии права)
Появилось несколько категорий судей мусульманского права:
Первые создавали толкование, вторые выносили решение на основе толкования, а третье должны строго следовать одному из существующих толкований.
Стали возникать отдельные школы толкования:
Суннитцкая школа
Ханифитцская школа
В процессе толкования появилось множество противоречий.
МП превратилось в сложную противоречивую систему норм-толкований.
Именно поэтому в 11 веке происходит канонизация МП. Был официально введён запрет на дальнейшее толкования Корана и Сунны. Следствие этого – переход к традиции (таклид).
Те несколько школ, которые вначале сформировались, они сохранились.
Немаловажное значение в формировании МП сыграла научная доктрина. Специфика МП в соединении двух норм: истинно религиозной норм (Коран, Сунна) и реальной нормы, созданной мужтахидом.