Чезаре Беккариа

Вопрос. ППУ в Италии в 18 веке.

Джамбаттиста Вико

«Основание новой науки об общей природе нации»

  • История – это объективный циклический закономерный процесс
  • Он применил сравнительно – исторический метод к объяснению государственно-правовых институтов
  • В своей работе он выделил три фазы исторического цикла:
    1. эпоха богов. Этот период не знает государственности, ещё нет юридических норм, главенствующее значение принадлежит традициям, обычаям и религии.
    2. эпоха героев. Это период первых аристократических государств и феодальных монархий. Центральное средство – право грубой политической силы.
    3. эпоха людей. Это период «когда в обществе устанавливается либо республиканское правление, либо конституционная (представительная) монархии, обеспечивающая народный суверенитет. Когда государство основано на народном суверенитете, а так же на законах, гарантирующих юридическое равенство людей. Он имеет ввиду буржуазный период.

Родоначальник классической школы науки уголовного права «О преступлениях и наказаниях»

  • государство возникает, т.к. войны и произвол утомили людей
  • для обеспечения безопасности и правопорядка было образовано государство
  • там, где за одни и те же поступки богатые и бедные подвергаются разным наказаниям, там нарушается принцип справедливости
  • он не отрицает частную собственность, но считает, что институт частной собственности виновен в том, что большая часть населения вынуждена пребывать в бедном состоянии
  • просвещенная монархия, просвещение людей и искоренение нищеты – путь для восстановления социальной справедливости
  • для государства нужна благодетельная монархия, стремящаяся к просвещению людей и искоренению бедности

ТЕМА: Политическая и правовая мысль Арабского Востока

  1. Формирование и развитие мусульманской правовой мысли
  2. Проблемы государства и политики в мусульманской доктрине права
  3. Политическое учение Ибн Халдуна

1Вопрос. Формирование МП

Становление Мусульманского Права - с 7 по 10 век нашей эры

В нём соединены религиозно-этические нормы, а так же правовые учения.

Всё МП состоит из 2-х групп норм:

  1. предписания Корана и Сунны
  2. нормы толкования предписаний Корана и Сунны

Коран и Сунна – священные книги, в которых содержаться предания о поступках и пророчествах пророка Мухаммеда.

Эти книги очень древние и они не могут регулировать все правоотношения.

Для восполнения пробелов появились нормы-толкования священных книг.

Процесс толкования по-арабски получил название иджтихад (свободное усмотрение судьи, в случае молчания общепризнанных источников мусульманского права). Право толкования принадлежало муджтахидам (наиболее авторитетные мусульманские судьи)

В толковании использовалось 2 способа:

Иджма – единогласное мнение судей

Кияс – умозаключение по аналогии (возможность применения аналогии права)

Появилось несколько категорий судей мусульманского права:

Первые создавали толкование, вторые выносили решение на основе толкования, а третье должны строго следовать одному из существующих толкований.

Стали возникать отдельные школы толкования:

Суннитцкая школа

Ханифитцская школа

В процессе толкования появилось множество противоречий.

МП превратилось в сложную противоречивую систему норм-толкований.

Именно поэтому в 11 веке происходит канонизация МП. Был официально введён запрет на дальнейшее толкования Корана и Сунны. Следствие этого – переход к традиции (таклид).

Те несколько школ, которые вначале сформировались, они сохранились.

Немаловажное значение в формировании МП сыграла научная доктрина. Специфика МП в соединении двух норм: истинно религиозной норм (Коран, Сунна) и реальной нормы, созданной мужтахидом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: