Бенжамин Констан

Вопрос. Французский либерализм

Английский либерализм

Бентам – родоначальник идеи утилитаризма. Основа: 4 постулата:

1. получение удовольствия и исключение страдания – это смысл человеческой жизни

2. Полезность человека, возможность быть средством решения какой – либо общей задачи является самым значимым критерием оценки человеческой деятельности.

3. нравственность создаётся всем тем, что ориентирует на обретение наибольшего счастья наибольшим числом людей

4. Гармония индивидуальных и общественных интересов – цель развития человечества

Либерализм Бентама:

«НЕ притесняйте индивидов, не позволяйте другим притеснять их и вы достаточно сделаете для общества».

«Мало слов, которые были так пагубны, как слово «свобода» и его производные»

«Естественные права человека и гражданина – всё это никому не нужная чепуха»

Отрицает договорную природу происхождения государства, отрицает различие между правом и законом, выступал за введение в Англии однопалатного парламента и упразднения палаты лордов.

Выступал за всеобщее избирательное право, которое должно принадлежать и женщинам

Цель государства – осуществление охранительных функций, гарантия безопасности человека и его собственности

Государство не должно вмешиваться в экономику, а также частную жизнь частного отдельного лица.

Главная цель всей общественной системы: обретение наибольшего счастья наибольшим числом людей на основе развития института частной собственности.

Джон Стюарт Милль:

· Ограничивает утилитаризм Бентама, считая что нельзя всю нравственность базировать на постулате личной выгоды отдельного человека и на вере в то, что это приведёт к благополучию всех.

· Необходимо согласование личного счастья и общественных интересов

· Высшим проявлением нравственности является служение человека обществу, деятельность ради счастья других людей.

· В основе исторического прогресса лежит дальнейшее развитие свободы индивида, а также правильная и хорошо устроенная государственность. Таким государством он называет представительное правление, основанное на реализации народного суверенитета.

· Государство вмешивается в дела общества только при наличии особо веских оснований практической целесообразности.

· «каково общество, таково и его государство»

· Власть, которая не может повиноваться своим приказаниям не управляет. Повиновение законопослушание – это первый признак всякой цивилизации

«Курс конституционной политики»

· Естественным порядком политической жизни является процесс, при котором институты государства вырастают на фундаменте индивидуальной свободы, неотчуждаемых прав личности, а само государство в качестве политического целого объединяет в своих границах различные коллективы людей

· Корректирует тезис Руссо о безграничности народного суверенитета. Народный суверенитет заканчивается там, где начинается независимость частного лица и его личная жизнь.

· Предпочитает конституционную монархию, основанную на балансе прав государства и прав личности.

· Гарантом индивидуальной свободы всегда выступает право

· Соблюдение права – это центральная задача всех политических институтов


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: