Вопрос. Французский либерализм
Английский либерализм
Бентам – родоначальник идеи утилитаризма. Основа: 4 постулата:
1. получение удовольствия и исключение страдания – это смысл человеческой жизни
2. Полезность человека, возможность быть средством решения какой – либо общей задачи является самым значимым критерием оценки человеческой деятельности.
3. нравственность создаётся всем тем, что ориентирует на обретение наибольшего счастья наибольшим числом людей
4. Гармония индивидуальных и общественных интересов – цель развития человечества
Либерализм Бентама:
«НЕ притесняйте индивидов, не позволяйте другим притеснять их и вы достаточно сделаете для общества».
«Мало слов, которые были так пагубны, как слово «свобода» и его производные»
«Естественные права человека и гражданина – всё это никому не нужная чепуха»
Отрицает договорную природу происхождения государства, отрицает различие между правом и законом, выступал за введение в Англии однопалатного парламента и упразднения палаты лордов.
|
|
Выступал за всеобщее избирательное право, которое должно принадлежать и женщинам
Цель государства – осуществление охранительных функций, гарантия безопасности человека и его собственности
Государство не должно вмешиваться в экономику, а также частную жизнь частного отдельного лица.
Главная цель всей общественной системы: обретение наибольшего счастья наибольшим числом людей на основе развития института частной собственности.
Джон Стюарт Милль:
· Ограничивает утилитаризм Бентама, считая что нельзя всю нравственность базировать на постулате личной выгоды отдельного человека и на вере в то, что это приведёт к благополучию всех.
· Необходимо согласование личного счастья и общественных интересов
· Высшим проявлением нравственности является служение человека обществу, деятельность ради счастья других людей.
· В основе исторического прогресса лежит дальнейшее развитие свободы индивида, а также правильная и хорошо устроенная государственность. Таким государством он называет представительное правление, основанное на реализации народного суверенитета.
· Государство вмешивается в дела общества только при наличии особо веских оснований практической целесообразности.
· «каково общество, таково и его государство»
· Власть, которая не может повиноваться своим приказаниям не управляет. Повиновение законопослушание – это первый признак всякой цивилизации
«Курс конституционной политики»
· Естественным порядком политической жизни является процесс, при котором институты государства вырастают на фундаменте индивидуальной свободы, неотчуждаемых прав личности, а само государство в качестве политического целого объединяет в своих границах различные коллективы людей
|
|
· Корректирует тезис Руссо о безграничности народного суверенитета. Народный суверенитет заканчивается там, где начинается независимость частного лица и его личная жизнь.
· Предпочитает конституционную монархию, основанную на балансе прав государства и прав личности.
· Гарантом индивидуальной свободы всегда выступает право
· Соблюдение права – это центральная задача всех политических институтов