Первобытнообщинное хозяйство

Стр. 20 (презентация)

Стр. 19 (презентация)

Стр. 18 (презентация)

Стр. 17 (презентация)

Стр. 16 (презентация)

Стр. 15 (презентация)

Тема 1.4. Отечественная историография.

Стр. 14 (презентация)

Стр. 12 (презентация)

Стр. 11 (презентация)

Изучением исторических источников занимаются вспомогательные исторические дисциплины, среди которых можно выделить:

1. археография занимается собиранием, описанием и изданием древних письменных памятников.

2. генеалогия занимается изучением родственных взаимосвязей людей, историей родов, происхождением отдельных лиц, установлением родственных связей, составлением генеалогических древ.

3. палеография изучает историю письма, закономерности развития его графических форм, а также памятники древней письменности в целях их прочтения, определения автора, времени и места создания.

4. хронология изучает системы летосчисления и календари разных народов и государств, помогает устанавливать даты исторических событий и время создания исторических источников.

5. геральдика занимается изучением гербов, а также традицией и практикой их использования.

6. сфрагистика изучает матрицы печатей и их оттиски на различных материалах.

7. нумизматика изучает историю монетной чеканки и денежного обращения.

8. археология изучает по вещественным источникам историческое прошлое человечества.

К древнерусским письменным историческим источникам можно отнести следующие виды:

1. летописи – рукописные источники, содержащие погодное (по годам) изложение событий.

Древнейшей древнерусской летописью является Повесть временных лет, написанная монахом Киево-Печерского монастыря Нестором, написанная в 12 веке и отражающая период с 852 по 1117 год. Эта летопись содержит наиболее полные сведения об истории восточных славян и истории Древней Руси.

2. житие – жанр церковной литературы, в котором описывается жизнь и деяния святых.

3. былины – русские народные эпические песни о подвигах богатырей (впервые термин «былины» введён Иваном Сахаровым в сборнике «Песни русского народа» в 1839 году).

Слово историография происходит от греческих слов: история – исследование прошлого; графо – пишу.

Историография – это специальная историческая дисциплина, изучающая историю исторической науки.

Древнейшая египетская летопись, высеченная на каменной плите, относится к 25 в. до н.э.

Первым историографом считается древнегреческий мыслитель Геродот, который в своём труде «История», написанном в 6 в. до н.э. изучил исторические, географические, этнографические знания своего времени.

Историография Киевской Руси начинается с «Повести временных лет» первая редакция которой принадлежит монаху Киево-Печерского монастыря Нестору.

Развитие исторической науки в России относится к 18 веку и связано с именами Василия Никитича Татищева и Михаила Васильевича Ломоносова, которые полагали, что знание и просвещение определяют ход исторического процесса.

Татищев является автором первого крупного труда по русской истории который назывался «История Российская».

Основная историческая работа Ломоносова называется «Древняя российская история». В своих трудах он опровергает норманнскую теорию происхождения российского государства, созданную немецкими учеными Г. З. Байером, Г. Ф. Миллером и А. Л. Шлецером.

Крупнейшим российским историком первой четверти XIX века был Н.М. Карамзин. Он являлся придворным историографом императора Александра I и автором 12-томной работы «История государства российского». В своей работе он придерживался субъективистского подхода к изучению истории, согласно которому историю делают великие люди. Карамзин отождествлял историю России с историй самодержавия.

Крупнейшим историком середины XIX века являлся С.М. Соловьев. Он создал многотомный труд «История России с древнейших времен». Соловьев видел ход истории нашей страны в переходе от родовых отношений к семье и далее к государственности. По его мнению, три важнейших фактора объективно определяют ход русской истории:

- природа страны,

- природа племени,

- ход внешних событий.

Ученик С.М. Соловьева, В.О. Ключевский считал, что необходимо выявить всю совокупность фактов и факторов, характерных для каждого исторического периода. К таким факторам он относил – географический, этнический, экономический, социальный и политический факторы. Его основным историческим трудом является «Курс лекций по русской истории».

В советский период историки успешно изучали социально-экономическую проблематику и движение народных масс. Были выявлены и введены в научный оборот новые исторические источники. Однако господство марксистской концепции в изучении истории ограничивало творчество ученых. Они исходили из определяющей роли материального производства в жизни людей и видели смысл исторического развития в переходе от одной общественно-экономической формации к другой, завершающемся построением коммунистического общества.

В современной российской исторической науке господствуют принципы объективности и методологического плюрализма, согласно которым в изучении истории могут применяться любые научно-обоснованные методы, выдвигаться любые научно-доказанные исторические концепции.

Дата зарождения человеческого общества (существует несколько точек зрения): 2,5 млн. лет назад, 35-40 тыс. лет назад

Зарождение экономики: 40 т. л. назад

Появление классов: 4-3 тысячелетие до н. э.

Основа: - присвоение продуктов природы

- присваивающее хозяйство

- отсутствие частной собственности (были личные орудия труда)

- уравнительное распределение

- отсутствие прибавочного продукта

Ранний палеолит: Стадный кочевой образ жизни. Виды деятельности: собирательство, охота, рыбалка. Первобытные орудия труда примитивны – нуклеусы (грубые камни), ручные рубила, молотки, остроконечники, изделия из кости (игла для шитья). Овладение огнём.

Поздний палеолит: Основной материал – кремень. Появляются составные орудия труда => выдвижение охоты, которая вытесняет собирательство, постоянные поселения.

Мезолит: Лук со стрелами, орудия с вкладышами, зарождается половозрастное разделение труда.

Неолит: Присваивающее хозяйство переходит в производящее, овладение обработкой камня (сверление, шлифование), изделия из керамики, дерева, ткачество, зарождение земледелия и скотоводства.

Неолитическая революция: земледелие на основе собирательства => увеличение получаемого продовольствия

Орудия труда: палка-копалка, мотыга, серп с каменной насадкой. Выращивают: просо, рис, ячмень

Скотоводство: на основе охоты, доместикация (два способа: детёнышами и насильственный (голодом))

Черты раннего скотоводства: домашних животных мало, ухаживали женщины, убивали редко (связь с культовыми церемониями), смена территорий в результате кочевания и захвата.

Первое великое разделение труда: отделение скотоводства от земледелия.

Развитие этих отраслей выявило новые потребности человека => появление ремесла: гончарное дело и ткачество.

Эпоха металлов: С возникновением ремесла – овладение человека металлами.

Меднокаменный век: Медь выплавляется через обжиг на костре в 4 тыс. до н.э. Дальнейшее развитие ремесла, пашенное земледелие, городские поселения

Бронзовый век: Появляется бронза: сплав меди с оловом, более удобный, чем медь.

Железный век: 2-1 тыс. до н.э. человек научился выплавлять железо из болотных и озерных руд

Т. О.: Возрастает производительность труда, возникновение условий для прибавочного продукта, обмен (2-4 тыс. до н.э.) => Второе разделение труда: отделение ремесла от с/х. => товарное производство, зарождение частной собственности – это закономерный результат развития обмена и повышения производительности труда. Родовая община переходит в соседскую (родовая община – кровнородственные связи, соседская - не только)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: