Цена как экономическая категория
Тема №9: Государственное регулирование и контроль цен на товары
Стоимость товаров, работ и услуг в классической политической экономии подразделяется на потребительскую (потребительную) стоимость и оценочную (стоимостную) стоимость.
Потребительная стоимость любого товара включает в себя оценку общеполезных свойств товара и его способность удовлетворять те или иные материальные или культурные потребности участников гражданского оборота. Оценочная стоимость есть способность товара подвергаться оценке, выражаемый в денежных единицах. Этот подход позволяет сопоставлять различные объекты.
Цена есть стоимостная стоимость объекта, по которой этот объект поступает в гражданский оборот в качестве товара. Стоимость и цена — понятия неразрывно свзянные между собой. Цена есть денежное выражение стоимости (К. Маркс).
Сегодня цена и стоимость рассматриваются как экономико-правовые категории, так как в юридической материи мы находим много моментов, где фигурирует цена (например, цена как элемент договора).
Иногда также употребляется понятие рентабельности. Это доля прибыли в цене реализации товара. Прибыль – это прибавочная стоимость в данном случае.
Однако это было в СССР, где рентабельность нормировалась. Сейчас это уже неактуально, можно накручивать сколько угодно, поэтому неинтересна сейчас и рентабельность. Однако рентабельность сохранилась, например, на железной дороге для расчётов ставок платы за пользования вагонами и контейнерами (рентабельность на уровне 25%).
Рентабельность в рыночной экономике директивным путем не устанавливается. Прибавочная стоимость складывается объективно, под влиянием определенных экомических факторов.
Разница между стоимостью и ценой в либеральной экономике может быть весьма существенной; соотношение между ними может быть самым различным. Для потребителей же продукции соотношение цены и стоимости значения не имеет. В таком случае стоит говорить уже о рыночной цене, а не просто о цене товаров, работ, услуг.
Процесс тарификации основан на экономических расчетах и имеет целью государственное воздействие на определение цены конкретного товара, работы или услуги.
Тарифы публикуются в так называемых "тарифных руководствах".
С этим также связано понятие расценок. Субъекты устанавливают цены на оказываемые ими услуги исходя из расценок, привязывая цену к затраченному времени или же к иному показателю. Соответственно, документ, определяющий расценки называется прейскурантом.
Сбор — это ставка оплаты за дополнительные операции или работы, не предусмотренные условиями перевозки, например на железной дороге. Сбор взимается сверх установленных тарифов.
Ставка — это синоним понятия "расценка". Расценки применяются к сфере услуг, а ставки — к имуществу.