Понятие тарифа, расценок, сбора, ставки

Цена как экономическая категория

Тема №9: Государственное регулирование и контроль цен на товары

Стоимость товаров, работ и услуг в классической политической экономии подразделяется на потребительскую (потребительную) стоимость и оценочную (стоимостную) стоимость.

Потребительная стоимость любого товара включает в себя оценку общеполезных свойств товара и его способность удовлетворять те или иные материальные или культурные потребности участников гражданского оборота. Оценочная стоимость есть способность товара подвергаться оценке, выражаемый в денежных единицах. Этот подход позволяет сопоставлять различные объекты.

Цена есть стоимостная стоимость объекта, по которой этот объект поступает в гражданский оборот в качестве товара. Стоимость и цена — понятия неразрывно свзянные между собой. Цена есть денежное выражение стоимости (К. Маркс).

Сегодня цена и стоимость рассматриваются как экономико-правовые категории, так как в юридической материи мы находим много моментов, где фигурирует цена (например, цена как элемент договора).

Иногда также употребляется понятие рентабельности. Это доля прибыли в цене реализации товара. Прибыль – это прибавочная стоимость в данном случае.

Однако это было в СССР, где рентабельность нормировалась. Сейчас это уже неактуально, можно накручивать сколько угодно, поэтому неинтересна сейчас и рентабельность. Однако рентабельность сохранилась, например, на железной дороге для расчётов ставок платы за пользования вагонами и контейнерами (рентабельность на уровне 25%).

Рентабельность в рыночной экономике директивным путем не устанавливается. Прибавочная стоимость складывается объективно, под влиянием определенных экомических факторов.

Разница между стоимостью и ценой в либеральной экономике может быть весьма существенной; соотношение между ними может быть самым различным. Для потребителей же продукции соотношение цены и стоимости значения не имеет. В таком случае стоит говорить уже о рыночной цене, а не просто о цене товаров, работ, услуг.

Процесс тарификации основан на экономических расчетах и имеет целью государственное воздействие на определение цены конкретного товара, работы или услуги.

Тарифы публикуются в так называемых "тарифных руководствах".

С этим также связано понятие расценок. Субъекты устанавливают цены на оказываемые ими услуги исходя из расценок, привязывая цену к затраченному времени или же к иному показателю. Соответственно, документ, определяющий расценки называется прейскурантом.

Сбор — это ставка оплаты за дополнительные операции или работы, не предусмотренные условиями перевозки, например на железной дороге. Сбор взимается сверх установленных тарифов.

Ставка — это синоним понятия "расценка". Расценки применяются к сфере услуг, а ставки — к имуществу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: