Комиссионеры

Лекция № 5_22.03

… через комиссионера. Она может осуществляться как в оптовой торговле, так и в розничной. Но при соответствующей реализации в розничной торговле в качестве комиссионера выступает юридическое лицо. Что касается оптовой торговли, то комиссионером может быть как юридическое лицо, так и лицо, имеющее соответствующий статус индивидуального предпринимателя.

Надо сказать, что следующим видом посредников является консигнатор. Вот их положение, оно в достаточной степени схоже с правовым положением комиссионера. Но, если скажем деятельность комиссионера имеет наибольшее распространение на внутреннем рынке, то консигнатор действует, по большей части, на внешнем рынке. И, не смотря на общее, у них есть и некоторые различия.

Суть отношений с консигнатором состоит в том, что он принимает на себя обязательства реализации товара, и оплачивает товар по мере реализации со своего склада. То есть консигнатор принимает товар на склад, поскольку это во многом связано с внешнеторговыми отношениями, то на консигнатора достаточно часто возлагаются обязанности, например, по получению соответствующих документов (по проведению различных таможенных процедур).

Консигнатор обязательно имеет склад, с которого, собственно говоря, и осуществляется реализация. Кроме того, на него возлагается такие обязанности, как: принятие товара от транспортной организации, обеспечение его хранения, уплата соответствующих платежей и пошлин. А что касается его контрагентов, то он, по сути, кредитует консигнатора на время реализации товара (поскольку оплата проходит по мере реализации). Кроме того, достаточно часто на консигнатора возлагается обязанность по страхованию товара, находящегося у него на складе.

В принципе, можно выделить такие характерные черты действия именного этого посредника. К ним относятся следующие.

Первое, консигнатор также, как и комиссионер, (это у них общее) действует от собственного имени, но по поручению клиента. Кроме того, в рамках данного поручения, он осуществляет реализацию товаров третьим лицам, и заключает в этом случае договоры от собственного имени. Право собственности на товар консигнатору, так же как и комиссионеру не переходит. Консигнант выплачивает вознаграждение консигнатору по мере реализации товара со склада. Наличие консигнационного склада является обязательным условием деятельности консигнатора.

Надо сказать, что вот у нас тоже и во внутреннем обороте иногда встречаются наряду с комиссионными договорами договоры консигнации, но очень часто, по сути своей, они являются абсолютно тождественными за исключением одного условия: оплаты по мере реализации. И вот когда речь идёт об оплате по мере реализации, такие договоры встречаются, в том числе, и с оптовыми организациями, когда они передают товар для реализации розничным торговым организациям. Сейчас это достаточно редкая ситуация, а в недалёком прошлом консигнационными договорами нередко называли такие, в которых включалось именно это условие: оплата по мере реализации товара.

Следующий вид посредников, тоже известный вам в какой-то степени, это агенты. Агентами могут быть как физические, так и юридические лица, которые совершают операции и выполняют определённые деловые поручения от имени принципала, вернее за счёт принципала, но агент может действовать, как известно, по двум схемам: либо от собственного имени, либо от имени принципала. Но в любом случае, так же как и комиссионер, агент не принимает на себя права собственности на товар. Агент, помимо комиссионера, оказывает, обычно, своему принципалу достаточно большой спектр фактических услуг неюридического характера. Это, в частности, к ним относится такие услуги как: поиск клиентов, предположим, предоставление банка данных о реализации товара на определённой территории и о потенциальных, скажем так, продавцах и покупателях.

Кроме того, на него могут возлагаться обязанности, особенно это касается, если, скажем так, освоения новых рынков по поиску покупателей и ведения с ними предварительных переговоров. Агент может работать, в отличии от комиссионера, с несколькими производителями и реализовывать товары в том случае, если, естественно, отсутствуют столкновения их интересов.

Осуществляет свою деятельность агент на основе агентского договора, который по своей сути представляет собой организационный договор. Агентский договор, по сути своей, оформляет внутренние взаимоотношения между агентом и принципалом. Что же касается реализации конкретных партий товаров, то они осуществляются на основе других договорных конструкций.

И, если мы будем говорит, скажем, о договоре купли-продажи, который заключается во исполнение поручений принципала, то он может подписываться, соответственно, агентом либо от собственного имени, либо от имени принципала. То есть, фактически, действия.. здесь можно наблюдать, тоже, двухуровневую систему договоров: это организационный договор (непосредственно агентский), это конкретный договор, на основе которого происходит реализация товара.

Надо сказать, но вы это уже знаете, что агентский договор является продуктом англо-американской системы права и, в отличии, скажем, от договора комиссии-поручения, которое оформляет отношения с данными посредниками, он в России не использовался. И, собственно говоря, одно из назначений этого договора, один из важных смыслов этих отношений состоял в том, что агент может оказывать услуги как юридического, так и фактического характера. Во всяком случае, это по Российскому законодательству. Ибо договор поручения предполагает совершение юридических действий, по большей части, а этот договор предполагает, как раз, оформление в едином организационном соглашении всего спектра отношений, включая оказание как юридических услуг, так и фактических.

Но правовое регулирование агентских отношений в России и, скажем, в других странах имеет некоторые особенности. В частности, если говорить о таких европейских странах, как: Германия, предположим, и во Франции — то в них приняты специальные законы, по которым коммерческий агент выступает всегда от имени принципала, а в Германии деятельность агента регулируется, кстати говоря, Гражданским Уложением.

Что же касается международных документов, то агентский договор подвергся определённой унификации частно-правового характера. В частности, международная унификация.. законодательство о деятельности агента предусмотрено в Конвенции о представительстве международных купли-продаж.

Вот эта конвенция о представительстве в международном договоре купли-продажи, которая была принята в 1983 году, она, первоначально, должна была стать частью Венской конвенции. Но, в отличии от Венской конвенции, она не была ратифицирована необходимым числом стран, поэтому фактически юридически её значение можно рассматривать, как частную унификацию, но посвящённую деятельности агента. Кроме того, международной торговой палатой также был принят типовой коммерческий агентский контракт и руководство по составлению коммерческих агентских контрактов, в которых, естественно, предусмотрено определённое правило, но, поскольку этот документ разработан торговой палатой, то, исходя из той классификации, которую мы с вами разбирали, она относится к такой частной правовой унификации, поэтому он имеет, скорее, рекомендательный характер, нежели обязательный.

Определёнными особенностями обладает деятельность таких посредников, как: дистрибьюторов, франчайзи, торговые дома — но это мы разбирали в прошлый раз.

Теперь мы с вами рассмотрим их классификацию (всех этих агентов) не только с точки зрения выполняемых функций, но и сточки зрения определённых юридических признаков. С этой точки зрения всех торговых посредников можно подразделить на три группы.

К первой группе относятся лица, которые непосредственно занимаются закупкой и последующей перепродажей товаров. Выступают в договоре, как независимые коммерсанты. Приобретают, соответственно, товар в собственность. Реализуют от собственного имени. К ним относятся: дилеры, торговые дома, дистрибьюторы. Их, условно, мы обозначим, как независимые посредники.

Вторая группа — это лица, чьи действия, по сути, сводятся к коммерческому представительству. Это, мы с вами говорили, брокеры, с определённой долей могут быть агенты. То есть, так называемые, зависимые посредники.

И, наконец, третья группа лиц — это лица, которые сами непосредственно не участвуют в заключении торговых сделок, но выступают как своеобразные организаторы торгового оборота.

Юридическим обоснованием разграничения зависимых и независимых посредников является наличие правовой связи между посредником и клиентом.

Независимые посредники действуют самостоятельно в своём интересе, вне трёхсторонней связи (клиент-посредник-покупатель).

Что касается зависимых посредников, то они связаны с клиентом исключительно интересами клиента, которого они представляют.

Независимые.. С этой точки зрения это даёт основания по поводу того, что независимые посредники вообще не являются посредниками в юридическом смысле. В качестве аргумента выдвигается, что дистрибьютор закупает товар, приобретает товар в собственность, приобретает за свой счёт, действует от своего имени, в последствии осуществляет реализацию этого товара. Поэтому, по одной из точек зрения, рассматривать его как посредника можно только с экономической точки зрения, но нельзя его рассматривать как посредника с юридической точки зрения. Но, сдругой стороны, прослушав прошлую лекцию, вы поняли, что дистрибьютор — это не обычный покупатель и продавец.

Если мы возьмём отношения по обычной купле-продаже, то покупатель, приобретая товар может поместить товар на свой склад до лучших времён, либо вовсе не продавать, он становится собственником товара, никаким образом не связан с продавцом никакими действиями. Дистрибьютор не совсем так, он независимый посредник, но приобретая товар в собственность и от своего имени, он не может этот товар положить на склад и не реализовать, поэтому, в какой-то степени он, безусловно, зависит от иной стороны и, поэтому, с этой точки зрения, он может рассматриваться, пусть и независимый, но, всё-таки, посредник, выполняющий определённые функции.

Если провести с точки зрения характерных черт или признаков зависимых и независимых посредников, то можно выделить следующие различия.

Что касается независимых посредников, то их деятельность характеризуются следующим. Во-первых, они приобретают товар в собственность за свой счёт, то есть рискуют собственным капиталом. Во-вторых, целью приобретения товара является его последующая перепродажа. В-третьих, они выступают от собственного имени и заключают соответствующие договоры, выступая в одних из них в качестве покупателей, а в других в качестве продавцов. И, наконец, в-четвёртых, с правовой точки зрения они совершают два уровня сделок: сделки, связанные с закупкой товаров, и сделки, связанные с их реализацией.

Зависимые посредники действуют от своего имени, но по поручению и в интересах представляемого лица. То есть, фактически, действия зависимых посредников обуславливается их договором с клиентом, ибо они представляют не собственные интересы, а интересы клиента. И в этом смысле они связаны трёхсторонней связью. Действуют они на основании договора клиента, по его поручению, хотя, существует две схемы их действий: за счёт клиента и от своего имени или за счёт клиента и от его имени. Надо сказать, что, по сути, деятельность зависимых посредников представляет собой коммерческое представительство.

Коммерческое представительство, в свою очередь, может быть прямым и косвенным. Прямое представительство имеет место тогда представитель действует от имени и в интересах представляемого. Соответственно, приобретая права и обязанности для представляемого. А при косвенном представительстве лицо действует в интересах другого лица, но выступает от собственного имени. Надо сказать, что для большинства стран характерно как прямое, так и косвенного представительство. Но в некоторых существуют различия в этом вопросе стран континентальной Европы и стран общего права. Так, например, в странах континентальной Европы прямому и косвенному представительству соответствует два вида различных договоров: договор поручения и договор комиссии. А в странах общего права как косвенное, так и прямое представительство оформляется в рамках одного агентского договора.

Что касается Российского законодательства, то сам по себе институт коммерческого представительства был впервые предусмотрен в ныне действующем кодексе. И, в частности, определение коммерческого представительства содержится в статье 184 ГК РФ. Деятельность коммерческого представительства, безусловно, является разновидностью общегражданского представительства. Но, тем не менее, коммерческое представительство обладает следующими особенностями.

К ним относятся, во-первых, коммерческим представителем может быть лишь лицо предприниматель, то есть, если это физическое лицо, то это лицо, которое имеет статус индивидуального предпринимателя, если это юридическое лицо, то, хотя это прямо не вытекает, в законе нет прямого запрета и указания, но исходя из смысла определения коммерческого представительства в статье 184, можно сделать вывод о том, что некоммерческая организация, по сути, не может выступать в качестве коммерческого представителя. Потому что некоммерческая организация с одной стороны может осуществлять предпринимательскую деятельность, но с другой стороны, статья 184 определяет коммерческого представителя как лицо постоянно и самостоятельное осуществляющее эти функции в качестве основных. Поэтому, трактуя её таким образом, можно сделать вывод о том, что в качестве коммерческого представителя могут выступать только коммерческие организации, но и, разумеется, с соблюдением правил о специальной правоспособности, если речь идёт об унитарных предприятиях.

Вторая особенность состоит в возможности коммерческого представителя представлять интересы разных сторон в сделке. Это отличает коммерческое представительство от общегражданского, потому что, как известно, в общегражданском представительстве лицо не может представлять интересы двух сторон.

Коммерческий представитель может представлять интересы (скажем, если возьмём, например, куплю-продажу) может представлять интересы одновременно и продавца, и покупателя, но при одном непременном условии: при их взаимном согласии. Поэтому взаимное согласие на такое двойное представительство может быть выражено в различных формах. Это может быть подписание трёхстороннего соглашения. Это может быть выражено в договорах, которые оформляют отношения коммерческого представителя с продавцом и покупателем.

Третья особенность состоит в том, что коммерческий представитель вправе требовать уплаты вознаграждения за оказываемые им услуги, а также возмещения соответствующих расходов, связанных с выполнением им поручения. Это тоже является особенностью, потому что обычное представительство возможно и на безвозмездной основе. Надо сказать, что сама формулировка п.2 ст.184, который регламентирует деятельность коммерческого представительства, она допускает с одной стороны осуществления им услуг как на возмездной, так и на безвозмездной основе.

Кстати говоря, в римском праве эти отношения строились исключительно на безвозмездной основе. Но впоследствии эти отношения стали разделяться на отношения найма и представительства.

Если взять три договора, которые оформляют.. (хотя, сразу оговорюсь, что это не бесспорно, что договор комиссии оформляет отношения коммерческого представительства).. будем исходить из того, что отношения, связанные с коммерческим представительством могут быть оформлены договором поручения, агентским, комиссией.

Так вот, в договоре поручения норма о возмездности отношений носит диспозитивный характер, что же касается договора комиссии и агентского договора, то норма о выплате вознаграждений соответственно комиссионеру и агенту носит характер императивный. Но, наконец, мы не должны забывать два момента, связанные с тем, что в гражданском кодексе закреплён принцип возмездности любой сделки, недопустимости безвозмездности отношений между коммерческими организациями.

Поскольку коммерческий представитель вправе требовать как оплаты своих услуг, так и возмещения издержек, связанных с выполнением поручения, существуют два способа определения этого условия в договоре. Один из способов, когда коммерческий представитель определяет сумму, которую он готов получить за свои услуги, включаю туда возможные издержки. И фактически это твёрдая цена. А второй способ, когда в договоре отдельно оговаривается вознаграждение и отдельно оговаривается возмещения расходов, связанных с исполнением поручения. Это вопрос техники заключения соответствующего договора.

Далее, четвёртая особенность состоит в том, что, учитывая специфику коммерческого оборота, законодатель возложил на коммерческого представителя обязанность сохранять в тайне сведения, ставшие ему известными при исполнении поручения, включая, в том числе, и после того, как поручение будет исполнено. Я не случайно останавливаюсь на этой особенности. Дело в том, что ответственность за разглашение коммерческой тайны, коммерческой информации, либо иной охраняемой законом информации по общему правилу может быть возложено на лицо в силу договора в том случае, когда лицо распространило эти сведения вопреки заключённому договору.

Обычно это условие может быть включено в гражданско-правовой договор с коммерческим представителем, либо это может быть условие трудового договора. (Вы знаете, что в трудовом праве предусмотрено специальное основание для расторжение трудового договора по инициативе работодателя в случае разглашения служебной, коммерческой и иной охраняемой законом тайны.)

Так вот, особенность коммерческого представителя в этом смысле состоит в том, что он такую ответственность будет нести независимо от наличия такого условия в договоре. Обязанность сохранения соответствующей информации вытекает непосредственно из закона. Единственное, что здесь нужно иметь в виду далеко не всякая информация, хотя норма сформулирована широко — в ней говорится о том, что коммерческий представитель обязан сохранять в тайне информацию ставшую ему известной, поэтому здесь есть такая некоторая нечёткость законодателя, ибо любая информация, в силу закона о коммерческой тайне, составляет коммерческую тайну.

В законе о коммерческой тайне содержатся определённые сведения, при соответствии которым тайная информация может быть отнесена к таковой. Если же следовать буквальному смыслу закона, то любая информация, которая стала известна, может быть растолкована.. её распространение может быть растолковано, как нарушение соответствующего условия договора.

Но и, наконец, по объёму полномочий зависимые посредники, которые действуют в рамках института коммерческого представительства, подразделяются в свою очередь на универсальных, генеральных и специальных. Обычно эта классификация используется применительно к торговому агенту.

Универсальные торговые агенты — это такие агенты, которые могут совершать любые юридические действия фактически от имени принципала.

Генеральные — это те, которые совершают сделки только в области деятельности принципала.

И, наконец, специальные — это агенты, которые совершают лишь те сделки, которые указаны в доверенности, то есть, фактически, их деятельность ограничивается одной конкретной сделки.

Следующими участниками и субъектами торгового права являются, как я уже говорила, так называемые, организаторы торгового оборота. Цель деятельности которых состоит не в совершении сделок, а создании условий для совершения сделок иными лицами. Поэтому их деятельность, роль в структуре товарного рынка является коммерческой, но, по общему правилу, это организации некоммерческие.

Начнём мы рассмотрение этих субъектов с бирж.

Разумеется, мы рассматриваем только товарные биржи, с учётом ограничения предмета коммерческого права.

Товарная биржа — это юридическое лицо, целью деятельности которого является организация биржевой оптовой торговли, определёнными биржевыми товарами, осуществляемая в форме публичных гласных торгов в заранее определённом месте в определённое время и по установленным биржей правилам. Фактически, речь идёт о том, что товарная биржа — это организация, которая формирует оптовый торговый оборот.

Надо сказать, что современные биржи явились результатом длительного эволюционного развития. Ибо самые первые биржи появляются ещё в Японии в I веке, затем в Риме (II век), но прообразом современных бирж явилась биржа, которая была организована в городе Брюге (?) (это город, в который стекались все международные торговые связи и пути). Первоначально биржи действовали исключительно как площадки для реализации реальным товаром. В последствии их функции изменились, в процессе развития биржевой торговли сложилось два основных вида биржевых операций. Это сделки на реальный товар, то есть с немедленной их поставкой (спот или кеш сделки). Второе — это сделки на реальный товар, но с поставкой их в определённый срок (в будущем), так называемые форвардные сделки.

Самый ранний и первый форвардный контракт был заключён на Чикагской бирже. Фактически речь шла о соглашении, по которому продавец обязался в будущем в определённый срок поставить продаваемый на бирже товар.

В настоящее время, надо сказать, что биржи реального товара практически не существует, хотя и сохранились у нас в стране. В настоящее время в России.. биржи существовали и до революции, биржа была организована по указу Петра I в 1703 году. И перед первой мировой войной в России действовало 104 биржи. Деятельность их продолжалась во времена НЭПа, потом на довольно длительный период (Советский период) биржи практически прекратили своё существование. Поэтому, после столь долгого продолжительного перерыва была открыта первая биржа (это была Московская товарная биржа) в 1990 году.

Дальше произошёл лавинообразный (в нашей стране) рост бирж, причём как по своей сути это были организации ничего общего не имеющие с общепринятым пониманием бирж. Надо сказать, что это было связано с тем, что биржи появились в отсутствии правовой базы. На тот момент не существовало ни одного нормативно правового акта, регулирующего их деятельность.

К моменту принятия первого закона о товарных биржах и биржевой торговли в России насчитывалось 800 бирж. (Забегая вперёд, сейчас их осталось только 7.) Ситуация складывалась такая, что цена на бирже должна быть ниже, чем цена внебиржевой торговли. На самом деле биржи создавались для быстрой окупаемости.

Существовала такая парадоксальная ситуация, когда стоимость товара на бирже была во многом больше, чем во вне биржевой торговле. К моменту, когда был принят закон о биржах и биржевой торговле, который действует у нас до 01 января 2014 года, к моменту принятие этого закона насчитывалось 800 бирж. Буквально каждая из этих бирж должна была пройти перерегистрацию в соответствии с теми требованиями, которые устанавливались Законом. К концу 1996 года в России насчитывалось 100 бирж, то есть практически их число сократилось в 8 раз.

По определению, сложившемуся в международной практике биржа должна быть некоммерческой организацией, то есть фактически доход биржи — это взносы от участия в ней. Но Закон допускал, и, поэтому, до сих пор существуют биржи, в том числе, и в форме акционерных обществ, а также обществ с ограниченной ответственностью, хотя наиболее приемлемой формой для биржи являлась бы такая, как некоммерческое партнёрство.

Сейчас, забегая вперёд, я могу вам сказать, хотя, можно и сейчас сразу отметить, что в ноябре этого года был принят Федеральный Закон «об Организованных торгах». Этот закон внёс значительные изменения в разрозненное законодательство об организованных торгах, причём на рынке не только товарных, но и на рынке финансовых услуг. Именно в связи с принятием этого закона с 01 января 2014 года утрачивает силу Закон «о товарных биржах и биржевой торговле».

В законе вводится (я дальше об этом скажу) понятие организованных торгов, приводится понятие организаторов торгов. Но принципиально новым моментом является то, что в законе закреплено правило, согласно которому организаторами торговли могут выступать только хозяйственные общества. А в качестве одних из организаторов торговли указаны биржи. Следовательно, это, кстати, относится и к фондовым биржам, которые на сегодняшний день, в соответствии законом о них, могут организовываться и в форме некоммерческих партнёрств. Если исходить из этого нового закона, то биржа может быть организована либо в форме акционерного общества, либо в форме общества с ограниченной ответственностью. То есть фактически данный закон предусматривает форму коммерческой организации для деятельности, в том числе, бирж.

В зависимости от состава участников биржевой торговли различают два основных вида бирж: открытые биржи и закрытые биржи.

На открытой бирже торговля ведётся непосредственно самими участниками торговых отношений, то есть фактически продавцами и покупателями, в отношении реальных товаров, каждый имеет доступ к товару. На открытой бирже практически любые организации могут принимать участие в торгах, заключать соответствующие договоры на реальный товар. На закрытой бирже торговля может вестись только специализированными участниками биржи, всем другим участникам доступ в зал для торговли запрещён.

То есть, иными словами, другие участники могут осуществлять торговлю на бирже только через биржевых посредников. Вообще, такое существование закрытых и открытых бирж изначально связано с тем, насколько государство регулировало и вмешивалось в деятельность бирж. Скажем, в Германии биржи носят, в основном, открытый характер, потому что государство выступало в качестве учредителя многих из них и регулировала деятельность. В США биржи носят характер закрытых корпораций, поскольку не предусматривается вмешательство государства в их деятельность. Что касается немногочисленных ныне существующих российских товарных бирж, то у нас биржи носили смешанный характер. Смешанный характер обуславливается тем, что в биржевой торговле могут принимать участи как разовые посетители, члены биржи и постоянные посетители.

[прим. наборщика]: далее следует такое количество вводных слов, что смысл я не понял, посему без запятых дословно:

..то есть исходя из ныне кстати говоря но во-первых ещё два года до отмены я просто мне была дилемма вообще какие-то положения рассказывать или уже никакого нет смысла но пообщавшись со специалистами я решила что про участников я всё-таки должна рассказать надо примерно это представлять хотя бы потому что ещё раз повторяю до первого января в нашей стране всё непредсказуемо и во-первых ещё этот закон действует и во-вторых это организаторы торгов вообще в том виде в котором сейчас предусмотрено в законе возникает очень много вопросов поэтому не исключено что как бы некая подобная схема не сохранится поэтому без каких-то излишних подробностей но хотя бы примерно представлять что надо сегодняшний день предусмотрено ещё раз повторяю три вида участников это разовый посетили вот как раз разовые посетители это совершенно несвязанные могут быть с биржей продавцы покупатели они как раз это те кто заинтересован в реальном товаре..

[прим. наборщика]: далее речь стала более связной и доступной людям...

..они могут осуществлять соответствующую торговлю по правилам установленным биржей. В новом законе тоже предусмотрено, что организаторы торгов будут устанавливать правила соответствующей торговли. То есть, то, что я говорила в источниках, как пример, локального нормативного акта, это сохраняется.

Что касается постоянных посетителей.. есть разовые, постоянные и члены биржи. Члены биржи вправе осуществлять любые операции, совершать на бирже любые сделки. Что касается постоянных посетителей, то их можно разделить на две категории.

Первая категория постоянных посетителей — это те, которые могут осуществлять сделки на бирже наряду с членами биржи, но, в отличии от членов биржи, они обязаны вносить плату за торговлю. Речь идёт о том, что это могут быть независимые брокеры, а не члены биржи, осуществляющие эти операции. Причём их число не может превышать 30% от общего числа членов биржи, поскольку за участие вносится плата. Естественно, что постоянные посетители, которые осуществляют на ряду с членами биржи торговлю и вносят плату, вступают во взаимоотношения с самой биржей, заключая соответствующие договоры.

Вторая же категория постоянных посетителей именуется как арендаторы брокерских мест, то есть, фактически, они арендуют право на участие в биржевой торговле. Эта конструкция предусмотрена в этом законе, ничего общего, кроме слова «аренда» с договором аренды, не имеет, потому что речь идёт об аренде прав на участие в торгах. В этом случае каждый член биржи имеет право передать другому лицу своё право торговли на бирже. Здесь существует ограничение: такое право может быть передано только одному (поэтому число участников не увеличивается). В это случае посетители вступают в договор не с биржей, а с членом биржи, заключая договор, который подлежит регистрации на бирже.

Ну и наконец несколько слов о сделках, которые совершаются на бирже. Мы не будем рассматривать их подробно.

Биржевые сделки — это особый вид сделок. Фактически биржевой сделкой является договор, зарегистрированный на бирже, который заключается участниками торгов в ходе биржевой торговли. Отличительными признаками биржевой сделки является следующее.

Во-первых, эти сделки всегда совершаются в определённом месте (это вытекает из самой сути биржи), а именно на бирже во время биржевой сессии, то есть во время проведения биржевых торгов. Исполняются эти сделки вне биржи.

Во-вторых, для биржевых сделок установлен определённый субъектный состав (но об этом мы немножко с вами говорили). В-третьих, особый порядок заключения: они совершаются в письменной форме, путём обмена документами.

И, наконец, выделяются следующие основные виды биржевых сделок: сделки спот (сделки, направленные на немедленную передачу реального товара), форвардные сделки (направлены на передачу реального товара через определённое время в будущем), фьючерсные сделки (направлены на передачу стандартных контрактов на поставку какого-либо определённого товара), опционные сделки (направлены на передачу прав в отношении биржевого товара).

Закон, который был принят 08 ноября 2011 года, у него предусмотрен очень интересный порядок вступления его в силу. Некоторые из его положений вступают с момента официального публикования (?? или с 01 января 2012 года). Ряд положений, которые касаются организации торгов вступают в силу с 01 января 2014 года.

Этот закон вводит понятия организованной торговли и организаторов торговли. Смысл состоит в том, что под организованными торгами фактически подразумеваются торги, которые будут осуществляться на регулярной основе по правилам, которые будут устанавливать их организаторы. Организаторы торгов, предполагается, будут иметь соответствующие лицензии на осуществление этого вида деятельности. Одной из форм организованных торгов называется, в том числе, биржа.

Следующий субъект, если мы говорим об организаторах торгового оборота, это торговые ярмарки и выставки продаж.

Основной целью их деятельности, опять же, является создание условий для формирования коммерческих связей между производителями товаров и их потребителями, а также заключения прямых договоров. То есть, по сути, оптовые ярмарки и выставки-продажи выступают как организаторы торгового оборота и основная их цель — создание условий для заключения прямых договоров между производителями товаров и их потребителями. Ярмарки довольно широко использовались в дореволюционной России.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: