Состояние бухгалтерского учета и отчетности.
Учет фондов и их использование.
Аудитор исследует: наличие специальных и целевых фондов, их формирование и использование в соответствии с действующим законодательством; правильность отражения в учете и отчетности курсовых разниц от операций с иностранной валютой; состав и правильность образования резервов за счет себестоимости; учет и использование средств целевого финансирования.
Аудитор изучает: форму ведения бухгалтерского учета; соответствие бухгалтерского учета и отчетности законодательству и нормативным актам; материалы годовой инвентаризации основных средств, нематериальных активов, товарно-материальных ценностей, денежных средств, документов и расчетов — отражение их результатов в балансе и финансовой отчетности согласно нормативным актам; адекватность показателей баланса и финансовой отчетности данным бухгалтерского учета, основанного на сплошном и непрерывном документировании хозяйственных операций; своевременность составления финансовой и статистической отчетности и представление ее по назначению.
|
|
Одним из видов аудиторской проверки открытых акционерных обществ (далее - ОАО) и предприятий — эмитентов ценных бумаг является подтверждение финансовой отчетности на конец отчетного года, которая осуществляется в соответствии с требованиями национальных нормативов аудита (ННА) и Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку Украины (ГКЦБФРУ). Требованиями к аудиторскому заключению от 25.01.2001 г. № 5 предусматривается, что оно подается в ГКЦБФРУ при регистрации информации и выпуске ценных бумаг, а также при представлении регулярной информации открытыми акционерными обществами и предприятиями — эмитентами ценных бумаг. В соответствии с указанными Требованиями АПУ предложила, а ГКЦБФРУ утвердила Методические рекомендации по подготовке аудиторского заключения при проверке открытых акционерных обществ и предприятий — эмитентов облигаций (кроме коммерческих банков) от 23.02.2001 г. № 99, разработанные на основе национальных положений (стандартов) бухгалтерского учета. В настоящее время эти нормативные акты являются обязательными при ежегодной аудиторской проверке ОАО.
В соответствии с ними аудиторское заключение содержит такую информацию:
1. Основные сведения об аудиторе.
2. Основные сведения об эмитенте (объекте проверки).
3. Основные сведения об условиях договора на проведение аудита.
4. Результаты проверки в содержательной части аудиторского заключения.
|
|
Первые два пункта не вызывают проблем. Относительно третьего пункта особое внимание следует уделить оценке существенности, которая определяется на основе профессионального суждения аудитора.
Для составления содержательной части заключения аудитор должен получить достаточное количество достоверных свидетельств относительно правильности ведения бухгалтерского учета активов, обязательств и капитала объекта проверки. Количество свидетельств зависит от опыта и квалификации аудитора, т. е. от оцененного размера существенности и риска, применяемых методов и приемов аудита. В международной практике аудита наиболее распространенным методом является выборочная проверка. ННА 17 устанавливает нормы и правила использования аудиторской выборки и построения выборочных тестов. Поскольку Методические рекомендации и Требования к аудиту со стороны ГКЦБФРУ построены на основе ННА, они тем самым позволяют использовать выборочные тесты для получения свидетельств и составления заключения. Это также может значительно снижать общую стоимость аудита.
Подтверждение правильности ведения бухгалтерского учета, классификации и оценки всех видов активов целесообразно начинать с наиболее весомых статей с точки зрения их удельного веса в балансе. Чаще всего это статьи необоротных активов. Кроме того, структура и оценка необоротных активов, которые обычно формируются за счет собственного капитала, позволяют определить эффективность использования денежных средств предприятия.
Проверка правильности бухгалтерского учета необоротных активов заключается в установлении соответствия отраженных в отчетности основных средств и нематериальных активов нормам ПБУ 7 и 8 и включает проверку:
· наличия необоротного актива;
· соответствия актива установленным критериям признания;
· соответствия ПБУ бухгалтерского учета поступлений, износа, выбытия, переоценки, ремонта и других операций с необоротными активами.
Проверка наличия основных средств осуществляется двумя способами: или путем инвентаризации (при небольшом количестве средств), или путем документальной проверки. Второй способ состоит в том, что объект основных средств считается имеющимся в наличии, если существуют: документ, который подтверждает его приобретение, получение на безвозмездной основе, создание и т. д.; акт приема-передачи ОС-1; в регистрах учета сделана соответствующая бухгалтерская запись. В случае отсутствия одного из трех основных документов актив не считается имеющимся в наличии и поэтому не может быть включен в баланс. В регистрах количественного учета на каждый объект основных средств открывается инвентарная карточка.
Эта процедура схематически представлена на рис. 2.1