Методика аудиторской проверки акционерных обществ и предприятий - эмитентов

Состояние бухгалтерского учета и отчетности.

Учет фондов и их использование.

Аудитор исследует: наличие специальных и целевых фондов, их формирование и использование в соответствии с действующим законодатель­ством; правильность отражения в учете и отчетности курсо­вых разниц от операций с иностранной валютой; состав и правильность образования резервов за счет себестоимости; учет и использование средств целевого финансирования.

Аудитор изучает: форму ведения бухгалтерского учета; со­ответствие бухгалтерского учета и отчетности законодатель­ству и нормативным актам; материалы годовой инвента­ризации основных средств, нематериальных активов, товар­но-материальных ценностей, денежных средств, документов и расчетов — отражение их результатов в балансе и финан­совой отчетности согласно нормативным актам; адекват­ность показателей баланса и финансовой отчетности дан­ным бухгалтерского учета, основанного на сплошном и не­прерывном документировании хозяйственных операций; своевременность составления финансовой и статистической отчетности и представление ее по назначению.

Одним из видов аудиторской проверки откры­тых акционерных обществ (далее - ОАО) и пред­приятий — эмитентов ценных бумаг является под­тверждение финансовой отчетности на конец от­четного года, которая осуществляется в соответ­ствии с требованиями национальных нормативов аудита (ННА) и Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку Украины (ГКЦБФРУ). Требованиями к аудиторскому за­ключению от 25.01.2001 г. № 5 предусматривает­ся, что оно подается в ГКЦБФРУ при регистрации информации и выпуске ценных бумаг, а также при представлении регулярной информации открыты­ми акционерными обществами и предприятиями — эмитентами ценных бумаг. В соответствии с ука­занными Требованиями АПУ предложила, а ГКЦБФРУ утвердила Методические рекоменда­ции по подготовке аудиторского заключения при проверке открытых акционерных обществ и пред­приятий — эмитентов облигаций (кроме коммерче­ских банков) от 23.02.2001 г. № 99, разработанные на основе национальных положений (стандартов) бухгалтерского учета. В настоящее время эти нор­мативные акты являются обязательными при еже­годной аудиторской проверке ОАО.

В соответствии с ними аудиторское заключе­ние содержит такую информацию:

1. Основные сведения об аудиторе.

2. Основные сведения об эмитенте (объекте проверки).

3. Основные сведения об условиях договора на прове­дение аудита.

4. Результаты проверки в содержательной части ауди­торского заключения.

Первые два пункта не вызывают проблем. Отно­сительно третьего пункта особое внимание следует уделить оценке существенности, которая определя­ется на основе профессионального суждения ауди­тора.

Для составления содержательной части заклю­чения аудитор должен получить достаточное ко­личество достоверных свидетельств относительно правильности ведения бухгалтерского учета акти­вов, обязательств и капитала объекта проверки. Количество свидетельств зависит от опыта и ква­лификации аудитора, т. е. от оцененного размера существенности и риска, применяемых методов и приемов аудита. В международной практике ауди­та наиболее распространенным методом является выборочная проверка. ННА 17 устанавливает нормы и правила использования аудиторской вы­борки и построения выборочных тестов. Посколь­ку Методические рекомендации и Требования к аудиту со стороны ГКЦБФРУ построены на осно­ве ННА, они тем самым позволяют использовать выборочные тесты для получения свидетельств и составления заключения. Это также может значи­тельно снижать общую стоимость аудита.

Подтверждение правильности ведения бухгал­терского учета, классификации и оценки всех видов активов целесообразно начинать с наиболее весомых статей с точки зрения их удельного веса в балансе. Чаще всего это статьи необоротных ак­тивов. Кроме того, структура и оценка необорот­ных активов, которые обычно формируются за счет собственного капитала, позволяют определить эффективность использования денежных средств предприятия.

Проверка правильности бухгалтер­ского учета необоротных активов заклю­чается в установлении соответствия отраженных в отчетности основных средств и нематериаль­ных активов нормам ПБУ 7 и 8 и включает про­верку:

· наличия необоротного актива;

· соответствия актива установленным критериям признания;

· соответствия ПБУ бухгалтерского учета поступ­лений, износа, выбытия, переоценки, ремонта и других операций с необоротными активами.

Проверка наличия основных средств осуществляется двумя способами: или путем ин­вентаризации (при небольшом количестве средств), или путем документальной проверки. Второй способ состоит в том, что объект основ­ных средств считается имеющимся в наличии, если существуют: документ, который подтвер­ждает его приобретение, получение на безвоз­мездной основе, создание и т. д.; акт приема-передачи ОС-1; в регистрах учета сделана соот­ветствующая бухгалтерская запись. В случае от­сутствия одного из трех основных документов актив не считается имеющимся в наличии и по­этому не может быть включен в баланс. В реги­страх количественного учета на каждый объект основных средств открывается инвентарная кар­точка.

Эта процедура схематически представлена на рис. 2.1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: