Являясь полноценной отраслью международного права, МКП не ограничивается регулированием только фундаментальных сторон космической деятельности, постепенно пополняясь нормами сугубо прикладного порядка, направленными на регулирование отношений в космосе. Так, в соответствии со ст. 5 (п. 5) Соглашения о спасании космонавтов 1968 г. расходы, понесенные государством, на территории которого будет обнаружен космический объект или его составные части, и связанные с его обнаружением и возвращением запускающему государству, покрываются властями, осуществившими запуск такого объекта.
Согласно положениям Конвенции о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, 1972 г. запускающее государство несет абсолютную ответственность за выплату компенсации за такой ущерб на поверхности Земли или воздушному судну в полете, космическому объекту либо лицам или имуществу, находящимся на его борту, какому бы государству указанные объекты ни принадлежали. Причем такая обязанность возникает лишь в случае наличия причинной связи между виновными действиями запускающего государства или лиц, за которых оно отвечает (ст.ст. II-V). Размер компенсации, подлежащей выплате, определяется в соответствии с международным правом и принципом справедливости, чтобы обеспечить возмещение ущерба, восстанавливающее физическому или юридическому лицу, государству или международной организации, от имени которых предъявляется претензия, положение, существовавшее, если бы ущерб не был причинен (ст. XII).
|
|
Весьма обстоятельно разработаны положения Соглашения по международной космической станции гражданского назначения 1998 г., опирающиеся на Договор 1967 г., Соглашение о спасании космонавтов 1968 г. и Конвенцию об ответственности 1972 г. Относительно регулирования коммерческих аспектов космической деятельности можно указать на следующие его моменты:
1) цель и сфера применения Соглашения имеет в виду повышение эффективности использования космического пространства в числе прочего и в коммерческом отношении (п. 1 ст. 1);
2) сохраняется право собственности государств-партнеров на соответствующие элементы космической станции и ее оборудование (ст. 6);
3) партнеры имеют фиксированную долю участия в использовании определенных пользовательских элементов станции, которые могут ими отчуждаться - обмениваться или продаваться (ст. 9);
4) право доступа на станцию государств-партнеров может реализоваться ими с использованием государственных и частных транспортных средств, предоставляемых на компенсационной основе (ст. 12);
5) расходы по выполнению обязательств в рамках Соглашения несет каждый партнер в отдельности (ст. 15).