На каждом судне независимо от типа главного двигателя всегда необходима установка, вырабатывающая пар или горячую воду для отопления жилых помещений, подогрева топлива, обогрева ванн, душевых, камбуза, разогрева нефтегруза (на танкерах) и т.д. На пароходах для этой цели обычно используют пар от главных котлов, а на теплоходах устанавливают паровые или водогрейные вспомогательные котлы.
Вспомогательные котлоагрегаты снабжены:
- автоматическими регуляторами давления пара(в паровых котлах) и температуры вод (в водогрейных котлах);
- регуляторами уровня воды в паровых котлах, аварийной автоматической сигнализацией, предупреждающей об обрыве топливного факела, о недопустимом снижении уровня воды в паровых котлах, об остановке циркуляционного насоса и чрезмерном повышении температуры воды в водогрейных котлах;
- автоматической защитой, отключающей подачу топлива при его горении и при снижении уровня воды в паровом котле ниже допустимых пределов.
Так же на многих судах средства автоматизации вспомогательных механизмов и систем обеспечивают:
|
|
- автоматическое включение и выключение насосов при минимальном и максимальном давлении в обсуживаемых ими установках;
- дистанционное управление пожарным насосом из рулевой рубки и машинного отделения;
Средства автоматизации водогрейных котельных установок включают и выключают их в зависимости от температуры воды в котле, регулируют температуры воздуха в отапливаемых, осуществляют подпитку котла водой при падении в нем давления, а также защиту при остановке топливного насоса, погасании факела или невоспламенении топлива. В качестве этих средств используют, как правило, электромеханические средства управления, которые хорошо зарекомендовали себя в эксплуатации и которые прощу унифицировать для различных паровых и водогрейных котельных установок. Рассмотрим принцип действия таких средств на примере огнетрубного (газотрубного) автоматизированного вспомогательного котла КОАВ200 (рис.5). К передней части топки котла крепятся форсунка 5, служащая для распыливания топлива, устройство для его воспламенения и направляющий трубопровод для подачи воздуха.
Рисунок 5 - Система управления котла КОАВ 200.
Электрическая часть системы управления котла включает: регулятор температур воды 2, фоторезистор 4, трансформатор зажигания топлива с электродами зажигания 3, регуляторы температуры воздуха 10 в помещениях и электродвигатели 12 насосов 11 система автоматического управления котла по релейному (двухпозиционному) принципу.
При установке переключателей на щите управления в положение «Автомат» включаются: циркулярные насосы 11, перекачивающие воду через систему отопления; электродвигатель 7, трансформатор зажигания и регуляторы температуры 2, 10. Электродвигатель 7 включает вентилятор 6 и топливный насос 9, соединенный с топливной цистерной 8 и форсункой 5. Топливо воспламеняется дугой, возбуждаемой трансформатором между электродами зажигания 3. При появлении факела в топке фоторезистор 4 своими контактами размыкает цепь электродов зажигания. В случае невоспламенения топлива контакты фоторезистора удерживают под током цепь электродов зажигания в течение 10с с момента включения топливного насоса. Если топливо не воспламенится за этот период, реле времени выключает электродвигатель 9. Аналогично действует фоторезистор и при обрыве факела.
|
|
Регулятор температуры 2 поддерживает температуру горячей воды 8 — 110°С. при достижении 110°С он разрывает цепь управления вентилятора, топливного насоса и трансформатора зажигания, а при снижении температуры до 80°С снова включает их в автоматическую работу.
Регулятор температуры воздуха 10 в помещениях также работает по принципу «включено-выключено». При температуре воздуха в помещении 22°С он размыкает цепь управления циркулярных насосов 11, а при снижении температуры воздуха в помещениях до 16°С снова подключает их к отопительным батареям.
Подпитка котла водой из пневмоцистерны производится автоматически через редукционный клапан 1, срабатывающий при падении давления в котле до 0,18МПа. Измерительный преобразователь регулятора температуры воды 2, включенный в схему рассмотренного системы управления, представляет собой термобаллон, заполненный ацетоном. При изменении температуры воды в котле давление паров ацетона передается через сильфон и шток на контактную пластину микропереключателя.
Последний замыкает цепь управления, когда температура воды в котле достигает минимально допустимого значения, и, наоборот, - выключает котельную установку при достижении максимально допустимой температуры воды. Аналогично действует и регулятор температуры воздуха 10.
Автоматика управления котлов-утилизаторов. В основном котлы-утилизаторы оборудуют электромеханическими средствами управления, работающими также по принципу «включено-выключено». При минимальной температуре воды (давлении пара) они устанавливают заслонку в положение, при котором котел сообщается с выпускным коллектором дизеля, а при максимальной температуре (давлении) переключают заслонку в положение, при котором котел отключается от выпускного коллектора дизеля. Основным узлом электромеханических схем управления котлов является электродвигатель, приводящий во вращение через редуктор специальный вал с винтовой нарезкой. В паре с валом действует ходовая гайка. Последняя застопорена от вращения и при вращении вала может только перемещаться в ту или другую сторону вдоль его оси. С помощью серьги холодная гайка соединены с осью газовой заслонки и при перемещении открывает или закрывает ее. При достижении крайних положений гайки конечные выключатели разрывают цепь управления электродвигателя. Реле минимальной температуры (давления) включает электродвигатель с направлением вращения вала, при котором ходовая гайка перемещается в сторону открытия газовой заслонки, а реле максимальной температуры (давления), наоборот — в сторону закрытия ее.
Лекция 7