Сущность и виды суверенитета. Характеристика государственного суверенитета

Понятие Республики Беларусь. Форма правления

По объему

По содержанию

По предмету регулирования

В данном случае рассматриваемые институты наиболее похожи, потому что регулируют важнейшие политические, экономические, социальные, духовно-культурные отношения. Но что касается субъектов данных отношений, то основы общественного строя закрепляли статус только наиболее крупных, коллективных субъектов: государства в целом, народа, социальных классов, партий и других общественных объединений. Основы же конституционного строя, кроме названных субъектов, определяют еще и положение человека.(статьи 2, 10,11)

Рассматриваемые институты максимально различаются! Почти все принципы основ общественного строя заменены на свою противоположность (раньше был принцип – вся власть советам, теперь разделение властей; раньше господство социалистической собственности, теперь равенство государственной и частной собственности (статья 13); главная социальная группа –рабочие-крестьяне, теперьлюбыеобщности и они равны между собой.)

Основы конституционного строя менее объемный институт.Считается, что конституционное право не должно очень широко регулировать общественные отношения, чтобы не ограничивать свободу общества. Советские же основы конституционного строя подвергали жизнь общества довольно сильному регулированию и поэтому состояли из значительного количества норм.

Вывод: Основы конституционного строя – самый главный институт в системе конституционного права, он включает только те нормы, которые содержатся в первом разделе и эти нормы, в отличие от советского времени, регулируют еще и положение человека, провозглашают его высшей ценностью (статья 2), а не только статусы государственных органов.

Многие нормы института основ конституционного строя посвящены государству. Понятие государства используется в широком и узком значении.

В широком государство представлено тремя компонентами:

1. Народ;

2. Органы власти;

3. Территория.

Из перечисленных документов видно, что в состав государства включается и неодушевленная часть (территория), но, несмотря на это, государство считается субъектом, а не объектом конституционных правоотношений.

В узком значении государство отождествляется только со вторым (органы власти) из названных компонентов. Дело в том, что внешне активность государства проявляется в деятельности органов власти, состоящих из должностных лиц.

«Республика Беларусь» – название нашего государства. Это название введено не Конституцией, а законом, принятым Верховным Советом 19 сентября 1991 года. Согласно закону, БССР переименовывалась в Республику Беларусь, а сокращенно – Беларусь. Таким образом, оба названия:«Республика Беларусь» и «Беларусь», являются официальными и имеют юридическоезначение. Республика Беларусь – полное название, Беларусь – сокращенное. Термин «Беларусь» употребляется в Конституции, например в ее Преамбуле, в статьях9, 11, 21.

Республика Беларусь – составное название, включающее два компонента:

1. Республика указывает на форму правления

2. Беларусь – собственное наименование.

В государствах используются различные подходы для их обозначения:

1. Используется только собственное наименование. (Украина, Япония)

2. Используется составное название, которое наряду с собственным названием указывает на:

a. форму правления (Республика Беларусь, Итальянская Республика, Соединенное Королевство Великобритания);

b. политико-территориальное устройство (Российская Федерация, США, Мексиканские Соединенные Штаты);

c. государственно-правовой режим (демократический, авторитарный) (Китайская Народная Республика).

В Конституции Республики Беларусь нет норм, которые прямо были бы посвящены особенностям формы правления. На нее указывает только наименование «Республика Беларусь». Как известно, выделяют 2 формы правления:

1. Республика

2. Монархия

Форма правления позволяет ответить на вопрос, в каком порядке: путем избрания на определенный срок или путем получения власти по наследству формируется глава государства. Следует иметь ввиду, что в республике Президент не всегда избирается непосредственно народом. Например, президент Италии избирается Парламентом. Для современных монархий, в свою очередь, характерно существование наряду с главой государства и выборного органа (Парламент).

Необходимо обратить внимание на отсутствие жесткой связи между формой правления и государственно-правовым режимом. Он бывает либо демократическим, либо авторитарным. И в республике и монархии могут иметь место оба режима. Однако,безусловно, демократическому режиму ближе республика.

Большое практическое значение имеет выделение разновидностей формы правления. В республике есть такие разновидности:

1. Президентская;

2. Парламентская;

3. Смешанная (полупрезидентская).

Форма правления в Республике не укладывается полностью ни в одну из выделенных разновидностей. Республику Беларусь можно считать суперпрезидентской республикой.

Суверенитет – это свойство власти, предполагающее, что она является высшей, главной.

Выделяют 3 вида суверенитета:

1) Национальный. Он предполагает право нации создать свое государство. Конституция Беларуси не упоминает в национальном суверенитете, но он провозглашался в декларации «О государственном суверенитете» Республики. Национальный суверенитет признается действующим международными правовыми актами. Белорусская нация реализовала свой суверенитет, поскольку именно она выступает национальной основой Республики Беларусь.

2) Государственный. Он включает 2 аспекта:

a. Верховенство. Государственная власть является главной, «верховной» по отношению к власти любых других субъектов на территории государства. Дело в том, что власть может принадлежать не только государству, но и политическим партиям, другим общественным объединениям, крупным субъектам хозяйства (предприятиям) и т.д. Но все названные субъекты должны подчиняться власти государства, правовым актам, которое оно принимает.

b. Независимость. Она характеризует уже не внутригосударственные отношения, а внешние международные отношения Республики Беларусь с другими государствами, иностранными организациями и гражданами. В этих отношениях нет верховенства, поскольку ни одно государство юридически не может обладать властью над другим государством, иностранными организациями, гражданами, которые находятся за пределами соответствующего государства. Независимость предполагает недопустимость вмешательства в осуществлении Республикой Беларусь своей внутренней и внешней политики со стороны любых зарубежных субъектов. Таким образом, понятие суверенного государства является более широким, чем независимое, поскольку независимость есть аспект суверенитета.

3) Народный. Он конкретизирует понятие государственного суверенитета и позволяет ответить на вопрос, кто принимает важнейшие решения в государстве. Таким субъектом статья 3 Конституции провозглашает народ. Народ и суверенитет выражаются, прежде всего, в референдумах и выборах.

Статья 1 Конституции Республики Беларусь непосредственно не называет наше государство суверенным. Однако черты государственнго суверенитета, а именно верховенство и независимость отражены в частях 2-ой и 3-ей Конституции. Кроме того о государственном суверенитете Беларуси прямо сказано в статьях 9, 16, 19, 79. Советские Конституции Беларуси провозглашали нашу республику суверенной, однако это положение не соответствовало другим нормам Конституции, а также реальной действительности. Например, Конституция БССР 1978 года наряду с закреплением суверенитета республики устанавливала обязательность Конституции и законов СССР на территории БССР.

Юридическое оформление реального государственного суверенитета Беларуси прошло несколько этапов:

Говорят, что Кравчук не хотел ехать, и президенты, сговорившись, пригласили его отдохнуть и устроили охоту. Они заранее отловили дикого кабана и привязали его веревкой к дереву. Кравчук умудрился попасть в веревку и кабан убежал. С горя лидер Украины подписал соглашение)))

Через 2 недели к соглашению о создании СНГ присоединились остальные республики бывших СССР, кроме стран Балтии (Литвы, Латвии, Эстонии) В 2009 году из СНГ вышла Грузия. Поэтому на данный момент в СНГ 11 государств.

Рассмотренные этапы позволяют сделать вывод, что Конституция Республики Беларусь 1994 года не учредила Республику Беларусь в качестве суверенного государства. Конституция лишь отразила государственный суверенитет, который юридический был оформлен еще до принятия Конституции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: