Основы конституционногостроя Беларуси

Порядок внесения изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь. Толкование Конституции

Функции Конституции Республики Беларусь и ее юридические свойства

Видовая характеристика КонституцииРеспублики Беларусь

История создания Конституции Республики Беларусь

В истории Беларуси было пять Конституций: 1919, 1927, 1937, 1978, 1994 г. В конце 80-х – нач. 90-х г. 20 в. в связи с распадом СССР и коренными изменениями во всех сферах общественной жизни, действовавшая на тот момент Конституция БССР 1978 года уже не отвечала происходящим процессам. Многочисленные поправки, которые вносились в текст Конституции, не могли решить проблему. В июне 1990 года Парламент Республики, который назывался Верховным Советом, принял постановление «О создании Конституционной комиссии». Поста Президента Беларуси в то время не было, поэтому руководство разработки проекта новой Конституции осуществлялось Верховным Советом. Руководителем конституционной комиссии стал сам председатель Верховного Совета Дементей. К. комиссия состояла из:

· депутатов Верховного Совета, работников секретариата Верховного Совета: Шолодонов (зам. предсеателя Верховного Совета), Гончаров, Тихиня (1-ый председатель конституционного суда), Василевич Г. А. (работник секретариата Верховного Совета, начальник юридического отдела, в настоящее время заведующий кафедрой КП БГУ, Генеральный прокурор Беларуси)

· ученых: Головко А. А., Годунов В. Н. (бывший декан юрфака БГУ, заведующий кафедрой гражданского права юрфака БГУ), Кудинов (доцент Академии МВД)

Общее число членов Конституционной комиссии превышало 70 человек. Члены Конституционной комиссии были разделены на 2 группы: одну из них возглавил Шолодонов, вторую – Гончар. Каждая из групп самостоятельно готовила свой проект Конституции. Впоследствии, усилия обеих групп были объединены с целью выработки единого проекта Конституции.

Послужили источником:

· Конституции советского периода;

· Уже принятые проекты Конституций или Конституции других бывших советских республик (России, стран Балтии, Украины (приняла Конституцию последней);

· Международные договоры: Международный пакт «О гражданских и политических правах» 1966 года, Международный пакт «Об экономических, социальных и культурных правах» 1966 года;

· Конституции стран дальнего Зарубежья (Италии, США, Испании, Франции).

Проблемные вопросы:

1. Вопрос о форме правления (вводить ли пост Президента и наделять сильными или слабыми полномочиями);

2. Государственный язык;

3. МУиСУ (какие го органы должны быть на местах и как они должны формироваться).

15 марта 1994 года состоялась решающее заседание Верховного Совета, на котором подавляющим числом голосов депутатов Верховного Совета была принята КонституцияРеспублики Беларусь. Это была первая Конституция подлинного суверенного белорусского государства. Подписана была тогдашним председателем Верховного Совета Грибом. (за время работы над проектом сменилось несколько председателей Верховного Совета: Дементей, Шушкевич, Гриб.)

Процесс реализации КонституцииРеспублики Беларусь оказался сложным и противоречивым. Через несколько месяцев после вступления Конституции в силу был избран первый Президент Республики Беларусь А. Г. Лукашенко. Конституция наделяла более весомыми полномочиями Верховный Совет. Однако избранный Президент приносит максимально активное влияние на общественную жизнь, что привело к противостоянию Верховного Совета и Президента. Президент инициировал проведение республиканского референдума для изменения и дополнения Конституции. Данный референдум состоялся 24 ноября 1996 года и одним из вопросов, вынесенных на референдум, были изменения и дополнения в КонституциюРеспублики Беларусь. Народ поддержал инициативу Президента и принял новую редакцию белорусской Конституции. По сути, если учесть значимость внесенных поправок, это новая Конституция государства. Однако формально считается, что речь идет лишь об изменениях и дополнениях прежней Конституции, поэтому датой принятия белорусской Конституции считается 15 марта 1994 года.

Новая редакция – это не новый акт, а многочисленные дополнения и изменения к прежним.

В результате внесенных изменений корректировке подверглись все крупные части Конституции, уцелела только Преамбула. Внесенные на референдуме поправки были направлены, прежде всего, на усиление статуса Президента и, соответственно, ослабление статуса Парламента. В частности, Президент получил новые полномочия (кадровые; об издании актов, имеющих силу закона; по руководству государственными органами), существенно осложнилась процедура смещения Президента с должности, однопалатный Верховный Совет преобразован с двухпалатноеНациональное собрание. В новой редакции Конституции появились также дополнительные социальные права граждан, расширились направления государственного регулирования экономических отношений.

Второй раз изменения в белорусскую Конституцию внесены на республиканском референдуме 17 октября 2004 года. Из статьи 81 Конституции исключен запрет для одного и того же лица занимать должность Президента более двух сроков.

Существует довольно много классификаций существующих в мире Конституций:

· по масштабу действия:

Ø Общегосударственные (действуют на всей территории страны);

Ø Территориальные (Конституции субъектов федераций, автономных образований, которые могут быть и в унитарных государствах). Конституция РБ относится к общегосударственной.

· по способу принятия:

Ø Конституции, принятые непосредственно народом. Такие Конституции принимаются на референдуме. (Россия, Франция). Данный способ принятия Конституции имеет ряд недостатков, но в наибольшей степени отражает суть Конституции, как правового акта, исходящего от народа. Поэтому многие Конституции начинаются со слов: «Мы, народ…» Начиная с первой в мире американской Конституции, многие основные законы, включая КонституциюРеспублики Беларусь, открываются словами: «Мы, народ…».

Ø Конституции, принятые учредительными собраниями.

Учредительное собрание – это специальный орган, который избирается населением именно для принятия Конституции.

Как только Конституция принята, Учредительное собрание прекращает свое существование.

Ø Конституции, принятые Парламентом, то есть законодательным органом. Хотя Парламент избирается населением, как и Учредительное собрание, но он действует постоянно, не прекращая свое существование с принятием Конституции. Белорусская Конституция принята Парламентом.

Ø Конституции, принятые смешанным путем. Такой путь позволяет соединить достоинства названных выше способов. Например, Конституция может быть сначала одобрена Учредительным собранием или Парламентом, а потом вынесена на окончательное утверждение референдума. (Италия, Испания).

Ø Октроированные Конституции. Это Конституции, которые принимаются (даруются) главой государства, монархом. (Бахрейн, Непал).

· по порядку внесения изменений:

Ø Жесткие Конституции. Они изменяются в более сложном порядке, чем обычные законы).Конституция Республики Беларусь жесткая. Цель жесткости Конституции состоит в обеспечении ее стабильности, предотвращении непродуманных, поспешных изменений.

Ø Гибкие Конституции. Они изменяются в таком же порядке, как и законы. Гибкие Конституции исключения из правил.

· по форме:

Ø Консолидированные Конституции (представляют собой один документ). Например, Конституция Республики Беларусь.

Ø Неконсолидированные Конституции:

· Конституции, представленные несколькими нормативными правовыми актами, (законами). Конституция Канады состоит примерно из 20 законов. Конституция Швеции – из 3 законов: Акт«О форме правления», Акт «О престолонаследии», Акт «О свободе печати».

· Конституции, состоящие из разных источников права: нормативно правовых актов, судебных прецедентов, обычаев. (Великобритания).

Функции Конституции – это направления воздействия Конституции на правовую сферу и жизнь общества в целом.

КонституцияРеспублики Беларусь выполняет целый ряд функций, которые позволяют ответить на вопрос, зачем нужна Конституция:

1. Юридическая. Конституция воздействует на поведение индивидов, должностных лиц, деятельность органов власти, общественных объединений и др. Данную функцию Конституция выполняет путем закрепления прав и обязанностей, установлением запретов. Данная функция присуща всем Конституциям.

2. Воспитательная. Конституция воздействует на сознание субъектов, путем закрепления в своих положения нравственно-юридических ценностей. В рамках воспитательнойфункции Конституция содействует развитию нравственных качеств индивида, повышению уровня уважения, формированию чувства патриотизма. Положения Конституции, выполняющие воспитательную функцию, можно разделить на 2 вида:

· положения, которым присуща только воспитательная функция. Они сосредоточены в Преамбуле Конституции.

· нормы в Конституции, которые наряду с юридической функцией имеют и воспитательное значение. Статья32 гласит, что родители имеют право и обязаны заботиться о здоровье своих детей, их развитии и обучении. Согласно статье 55, охрана природной среды – долг каждого. Статья 57 провозглашает священным долгом каждого гражданина Республики Беларусь защищать свою страну.

3. Представительская. Конституция – это лицо государства. По тексту Конституции судят о степени демократизма государства, его прогрессивности. Принимая Конституцию, государство стремится показать себя в лучшем виде перед своими гражданами и перед международным сообществом. К сожалению, это иногда приводит к отрывутекста Конституции от действительности. В связи с этим ученыевыделяют фиктивные и реальные Конституции.

В России был проведен социологический опрос: «Когда принята Конституция Российской Федерации»? Только 20% граждан ответили на этот вопрос. 1-ое место по степени осведомленности заняли предприниматели, 2-ое место заняли военнослужащие, 3-е место заняли студенты.

Большинство других правовых актов выполняют только одну юридическую функцию. В отличие от них, Конституция многофункциональный правовой акт.

Выполнение Конституцией юридическойфункции становится возможным благодаря наличию у нее особых юридических свойств:

· Конституция относится к такому источнику права, как НПА, в частности Конституция является видом закона, а именно Основным Законом. Признание Конституции законом имеет практическое значение, поскольку определяет порядок ее принятия, а также внесения изменений и дополнений.

Во многих странах Конституция называется именно Основным Законом.

· Конституция обладает высшей юридической силой. В случае противоречия любого нормативного правового акта Конституции, последняя всегда имеет верховенство.

· Учредительный характер. Являясь актом высшей юридической силы, регулируя важнейшие отношения, именно Конституция устанавливает (учреждает) правовое регулирование страны. Учредительный характер Конституция означает, что она является первичным актом, а все остальные правовые акты производны от нее, в этом смысле вторичны.

Несмотря на свою высшую юридическую силу и основополагающее значение, Конституция вовсе не является неизменным актом. В нее можно вносить изменения и дополнения.

Существует несколько основных причин для корректировки Конституции:

Ø изменения общественных отношений, регулируемых Конституцией, так как Конституция должна соответствовать регулируемым ей отношениям. Например, развитие интеграции процессов Беларуси и России обусловили дополнения статьи 8 нормой, согласно которой Республика Беларусь, в соответствии с положением международного права может на добровольной основе входить в межгосударственные образования и выходить из них. Внесено на референдуме 1996 г.

Ø Конституция любого государства имеют недостатки или даже ошибочные положения. Не лишения их и Конституция Республики Беларусь. Кроме того, развитие конституционной практики и науки порождают новые идиллии, позволяющие усовершенствовать конституционный текст.

Статья 65.2: «Подготовка и проведение выборов проводятся открыто и гласно».

Есть 2 способа корректировки Конституции Республики Беларусь:

1) Законом Парламента. По общему правилу изменения и дополнения в правовой акт могут вноситься актом того же вида. Однако в Конституцию изменения вносятся не Конституцией, а законом. Поскольку законом вносятся изменения в Конституцию, то такой закон обладает равной с ним юридической силой и отличается от обычного закона. Содержательно в плане, законы об изменении и дополнения Конституции не существуют наряду с ней, поскольку становятся частью Конституции. Процесс изменения и дополнения Конституции законами имеет существенные особенности по сравнению с процедурой принятия обычных законов:

ü инициировать изменения и дополнения в Конституцию, то есть вносить соответствующий проект закона в Парламент могут только:

· Президент

· Граждане Республики Беларусь, обладающие избирательным правом в количестве не менее 150 тыс. человек.

Необходимо обратить внимание, что сам Парламент, который и принимает рассматриваемый закон, не может инициировать изменения и дополнения в Конституцию. Проекты других законов вносятся на рассмотрение Парламента более широким кругом субъектов (субъекты права законодательной инициативы), которые определены в статье 99 Конституции. Проект закона об изменении Конституции вносится именно в Нижнюю Палату Парламента. Внесенный проект закона об изменении Конституции должен быть рассмотрен Нижней Палатой (Палата Представителей) и в случае его принятия направлен в Верхнюю Палату Совета Республики. Но после одобрения Советом Республики проект закона должен пройти через обе палаты еще раз, причем промежуток между первым и вторым рассмотрением проекта в Палатах Парламента должен составить не менее 3-х месяцев. Как при первом, так и при втором одобрении законопроекта, каждая из Палат должна проголосовать за него не менее чем 2/3 числаголосов. После повторного одобрения Советом Республики он становится законом и поступает на подпись Президенту. Подписанный и опубликованный закон вступает в силу. На практике нет ни одного примера.

2) Решением республиканского референдума. В данном случае изменения и дополнения в Конституцию вносятся всем население страны путем голосования. Республиканский референдум назначается:

a. Президентом по собственной инициативе;

b. По совместному предложению Палат Парламента;

c. По предложению граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом в количестве не менее 450 тыс. человек с учетом особенностей, предусмотренных статьей 74 Конституции Беларуси.

Решение референдума о корректировке Конституции считается принятым, если за него проголосовало большинство граждан, от включенных в списки голосования.(Если референдум по другому вопросу, то решение считается принятым, если за него проголосовало большинство граждан от принявших участие в голосовании).

Разделы 1-ый, 2-ой, 4-ый и 8-ой К (80% Конституции).могут быть изменены только решением референдума.

Надо полагать, что вносить дополнения в эти разделы допускается и законом Парламента.

В ходе реализации Конституции, как и других правовых актов нередко возникают трудности в понимании ее норм. В связи с этим предусмотрена возможность толкования Конституции.

Толкование Конституции – это осуществляемое в форме закона разъяснение ее положений для их однозначного понимания и правильного применения на практике.

Правом официального толкования Конституции Республики Беларусь наделен только Парламент. Толкование Конституции производится его законом. Проект данного закона может быть внесен на рассмотрение Парламента только теми субъектами, которые уполномочены вносить и законопроекты об изменении Конституции. Палаты Парламента рассматривают внесенный проект закона о толковании Конституции и принимают его не менее чем 2/3 голосов. Однако двойной процедуры обсуждения и одобрения здесь уже не делается. Был только один случай принятия закона для разъяснения Конституции.

12 июня 1997 года Парламентом был принят Закон «О толковании части первой статьи 143 Конституции Республики Беларусь.» Законы Парламента о толковании Конституции имеют обязательную силу, то есть применять истолкованные конституционные нормы необходимо именно в соответствии с законом Парламента.

Кроме официального выделяется и неофициальное толкование Конституции. Оно лишено обязательной силы и осуществляется учеными, другими специалистамив виде научных работ, комментариев Конституции, статей.

Размещение в начале Конституциитекста довольно объемных разделов, включающих и нормы-принципы об обществе в целом, его сферах, было введено в мировую практику советскими Конституциями. Конституция СССР 1936 года (ей соответствовала конституцияБССР 1937 года) впервые в мире открывалась разделом «общественное устройство». Последующие советские Конституции, в том числе Конституция БССР 1978 года, начинались с раздела «Основы общественного строя и устройства».

Общественный строй (устройство) – это совокупность всех общественных отношений на определенном этапе развития.

То есть в приведенном фактическом значении общественный строй – это то же самое, что и общество, но взятое на протяжении не всей истории своего существования, а на некотором отрезке. В марксизме-ленинизме применительно к 19-20 векам выделяли 2вида общественного строя, которые противопоставлялись: капиталистический и социалистический. В таком же значении, как и общественный строй, употреблялся термин «общественно-экономическая формация».

Общественный строй=общество= общественно-экономическая формация

Основы общественного строя в фактическом значении это ведущие из тех отношений, которые входят в общественный строй. Основы общественного строя в юридическом значении представляют собой главный государственно-правовой институт, который определяет общество в целом и его сферы.

Формирование названного государственно-правового института осуществлялось в СССР, чтобы подчеркнуть отличие советского государственногоправа от западного конституционного права. Дело в том, что западные Конституции регулировали только 2 основных вопроса: права и свободы человека (включая право частной собственности) и статус государственных органов. В них обычно отсутствовали разделы об обществе в целом. В СССР в связи с построением социализма считалось необходимым включать в Конституцию нормы, которые принципиально определяли бы общественную жизнь в целом. Например: раздел об основах общественного строя и политики Конституции БССР 1978 года закреплял сущность государства (общенародное), руководящую роль коммунистической партии, положение общественных объединений, социалистическую собственность, направление государственного регулирования. Социальная структура представлялась как союз рабочих, крестьян, интеллигенции. Норм о правах человека, статусе органов государства в этом разделе не было. Таким образом, институт основ общественного строя посвящался наиболее глобальным общественным отношениям.

Возникновение этого института было связано с возникновением социализма. Суть социализма в том, что все общее.Выразить это через статус отдельных органов и через право нельзя. Нужен был раздел, который бы закрепил принадлежность всех благ обществу в целом.

В начале 90-х годов, в период распада СССР и коренных изменений основы общественного строя были заменены на институт основ конституционного строя. Действующая Конституция Беларуси не определяет, какой общественный строй: капиталистический или социалистический, должен быть у нашей страны. В связи с этим для обозначения первого раздела КонституцииБеларуси избран нейтральный термин «конституционный строй». Что же касается «общественного строя», то данный термин исключили из-за его политико-идеологической окраски. С общественным строем всегда связывают противопоставление капитализма и социализма. Обозначение «конституционныйстрой» производно от термина «конституция».

Конституционный строй в фактическом значении – это совокупность только тех общественных отношений, которые регулируются Конституцией.

Следовательно,конституционный строй – всего лишь часть общественного строя. Основы конституционного строя в фактическом значении представляют собой ведущие из тех отношений, которые входят в конституционный строй.

Понятие конституционного строя тесно связано с проблемой реальности Конституции. Конституционный строй есть в той стране, где принята Конституция и где она выполняется. В странах с фиктивной Конституцией конституционный строй отсутствует.

Если Конституция это письменный документ, содержащий нормы права (книжечка), то конституционный строй – реальная жизнь общества (за окном).

Таким образом конституционный строй выключает проведение выборов и референдумов, функционирование главных государственных органов, реализацию гражданами своих прав и выполнение ими обязанностей, деятельность политических партий и других общественных объединений.

Основы конституционного строя в юридическом значении – это главный конституционно-правовой институт, содержащий нормы права, которые закреплены в первом разделе Конституции Беларуси и регулируют важнейшие политические, экономические, социальные, духовно-культурные отношения.

Сравнение советского института основ общественного строя с нынешним институтом основ конституционного строя можно провести по нескольким критериям:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: