а) Субъекты управления в лице территориальных финансовых органов, непосредственно подчиненных:
· по линии административной подчиненности – региональным и муниципальным органам исполнительной власти;
· по линии технической (функциональной) подчиненности – аналогичным финансовым органам федерального уровня.
б) Финансовые фонды местного (регионального) уровня:
· территориальные бюджеты соответствующих уровней (от самостоятельного субъекта Федерации до уровня поселкового бюджета);
· территориальные внебюджетные фонды как экономического, так и социального назначения;
· финансовые фонды казенных предприятий, находящихся в собственности конкретных регионов и муниципалитетов;
· финансовые фонды бюджетных организаций территориального подчинения.
в) Нормативно-правовая база местных финансов, включающая в себя:
· элементы федерального финансового законодательства, специально регламентирующие финансовые отношения на уровне регионов (например, процедуру распределения собираемых налоговых платежей между бюджетами различных уровней);
· собственные нормативные акты, принятые непосредственно территориальными государственными органами исходя из собственных потребностей и специфики финансовой системы на данном уровне управления (не должны находиться в противоречии с федеральным финансовым законодательством).
Основные особенности местных финансов
· дифференцированный подход со стороны федеральных финансовых органов к различным регионам при определении их участия в формировании и использовании федерального бюджета, фактическое разделение их на две категории – "доноры" и "потребители", а как результат – постоянные противоречия между различными уровнями управления в рамках государственной финансовой системы;
· сохранившееся со времен централизованной плановой экономики стремление федеральных ведомств мобилизовывать на свой уровень не только финансовые ресурсы, объектно необходимые для решения задач общенационального уровня, но и дополнительные денежные средства, в дальнейшем используемые ими в режиме перераспределения;
· недостаточный контроль со стороны федеральных органов за деятельностью местных органов власти, многие из которых злоупотребляют имеющейся самостоятельностью в части:
– введения местных налогов и приравненных к ним сборов (направленных, прежде всего, на негосударственные структуры);
– создания внебюджетных фондов, отчисления в которые со стороны юридических лиц далеко не всегда носят добровольный характер.