Предпосылки модели Курно

Приведите пример существующих картелей.

Модели олигополии.

2.1 Определение цены и объема производства в условиях олигополии: модели, основанные на кооперативной стратегии.

Если фирмы-олигополисты видят возможности (одинаковые или очень похожие условия спроса и издержек) совместного увеличения своих доходов путём повышения цен и ограничения объёмов выпуска и заключают соглашение о дележе рынка с этой целью, то они образуют картель.

Но у картеля есть внутренние проблемы, затрудняющие их образование и делающие их нестабильными:

1. Различия в спросе и издержках будут означать, что будут отличаться и цены, максимизирующие прибыль для каждой фирмы

2. Дифференциация товаров может как увеличивать, так и снижать вероятность сотрудничества.

3. Когда цены обсуждаются с каждым потребителем отдельно, то вероятность успешного тайного сговора становится меньше. Например, при двусторонней олигополии.

4. При больших по сравнению с общими размерами рынка заказах вероятность успешного тайного сговора снижается.

5. Чем больше фирм, тем труднее достичь тайного соглашения о ценах.

6. успешный тайный сговор требует того, чтобы олигополисты были в состоянии блокировать вступление новых производителей.

7. В случае спада кривые спроса и предельного дохода олигополистов сдвигаются влево, каждая фирма отодвигается на более высокую точку на своей кривой АТС (АС). В таких условиях фирмы, чтобы избежать серьёзных сокращений прибыли, снижают цены в надежде приобрести продажи за счёт конкурентов.

8. Чем сложнее тайное соглашение, тем меньше вероятность того, что оно будет успешным.

9. Установление квот на выпуск продукции приводит к тому, что у каждого члена картеля есть стимул обмануть своих коллег, если он уверен, что все играют честно или что все жульничают.

10. Чем больше времени затрачивается на обнаружение нарушителя соглашения, тем больше соблазн вести нечестную игру.

11. Чем меньше вероятность выявления нарушителя соглашения, тем больше у фирм стимулов вести нечестную игру.

12. Правовые препятствия: антимонопольное законодательство.

2.2 Определение цены и объема производства в условиях олигополии: модели, основанные на некооперативной стратегии.

Некооперативная количественная олигополия – модель Курно.

Впервые модель дуополии была предложена французским математиком, экономистом и философом Антуаном-Огюстеном Курно в 1838 г.

1) Две фирмы производят однородный товар.

2) Фирмам известна кривая рыночного спроса.

3) Фирмы принимают решения о производстве независимо друг от друга и одновременно.

4) Каждая из фирм предполагает выпуск конкурента постоянным.

Смысл модели Курно состоит в том, что каждая фирма принимает объем производства своего конкурента за фиксированную величину, а затем решает, какое количество товара производить ей самой.

Исходные условия и основная задача модели

На рынке действуют две схожие фирмы (ситуация дуополии), каждая из которых владеет источником минеральной воды, который она может разрабатывать с одинаковыми издержками. Для простоты они приняты равными нулю. Минеральную воду фирмы реализуют на рынке. Рыночный спрос известен и имеет вид линейной функции:

Р=a-bQ.

Совокупный объем производства двух фирм:

Q=Q1+Q2.

Каждая фирма стремится к максимизации прибыли, исходя из неизменности объема выпуска конкурента, независимо от того, какой объем выберет она сама (другими словами, объем выпуска конкурента принимается как заданная величина). Например, если фирма 1 полагает, что возможный объем выпуска фирмы 2 равен нулю (т.е. она является единственным производителем и спрос на ее продукцию совпадает с рыночным спросом), то она производит в точке оптимума один объем. Если возможный объем выпуска фирмы 2 будет больше, то фирма 1 скорректирует свой выпуск исходя из остаточного спроса (рыночный спрос минус спрос на продукцию фирмы 2), т.е. произведет в точке оптимума несколько меньше. И, наконец, если фирма 1 полагает, что ее конкурент покрывает все 100% рыночного спроса, ее оптимальный выпуск будет равен нулю.

Таким образом, оптимальный объем производства фирмы 1 будет меняться в зависимости от того, как по ее мнению будет расти объем выпуска фирмы 2.

Основная задача модели — определить при каком объеме выпуска обе фирмы достигают равновесия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: