Стратегическое взаимодействие фирм в условиях олигополии

Особенности:

Олигополистическая взаимосвязь.

Каждая из фирм олигополистов при формировании своей экономической политики вынуждена принимать во внимание реакцию со стороны конкурентов. Стратегическое поведение фирм свойственно только рынку олигополии!

Кривая спроса на продукцию отдельного олигополиста при принятии стратегических решений, как правило, неизвестна.

Решения принимаются исходя из предположений олигополистов относительно реакции конкурентов на действия друг друга.

• Жесткость ценообразования.

При олигополии цены меняются не столь часто как при совершенной конкуренции, обычно через какие-нибудь промежутки времени и на значительную величину, что связано со взаимозависимостью фирм.

Типология моделей олигополии.

Ясно, что результаты соперничества на таких рынках в большой мере зависят от характера допущений о реакции соперников на действия друг друга, а они могут быть существенно отличными. Поэтому-то и не существует единой, всеобщей модели олигополии, как это имеет место в случае совершенной конкуренции или монополии. Вместо этого известно несколько моделей олигополии, различающихся характером предположений олигополистов и особенностями их взаимоотношений.

Прежде всего олигопольные рынки различают по тому, действуют ли их участники-олигополисты совершенно независимо друг от друга, на свой страх и риск (англ, non-collusive oligopoly), или же, напротив, они вступают в сговор (англ, collusion), который может быть явным, открытым (англ, direct, overt) или тайным, скрытым (англ, tacit, covert). В первом случае обычно говорят о некооперированной (англ, noncooperated, non-collusive), во втором о кооперированной (англ, cooperated, collusive) олигополии.

Очевидно, что при анализе поведения олигополистов, действующих совершенно независимо друг от друга, определяющее значение имеют различия в предположениях относительно реакции соперников. В зависимости от того, выбирает ли олигополист в качестве управляемой переменной величину выпуска или цену, различают олигополию предприятий, устанавливающих величину выпуска (англ, quantity-setting oligopoly), или просто количественную олигополию, и олигополию предприятий, назначающих цену (англ, price-setting oligopoly), или ценовую олигополию.

Вопрос:

Почему в случае олигоплии мы не можем ограничиться одной моделью, как это было при исследовании других рыночных структур?

Это объясняется двумя причинами.

1) Разнообразие видов олигополии не позволяет выработать единую рыночную модель, позволяющую дать общее объяснение поведения олигополистов.

2) Взаимозависимость.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: